Рубль завоевывает позиции
Мало кто обращает внимание на то, что за последние пять лет доллар не раз стоил и 55 рублей, и 70 рублей. Колебание — около 30 процентов. Однако подавляющее большинство цен в магазинах не менялось так сильно: большая часть товаров либо произведена в России, либо частично локализована. Но нужен ли нам скачущий курс рубля по отношению к доллару после пандемии?
Американская валюта держится на спросе. Этот спрос обеспечивается тем, что углеводороды торгуются в долларах, а экономика США занимает существенную долю в мировом пространстве. Самыми крупными потребителями также остаются американцы. При этом производство товаров и услуг давно вышло за пределы государственных границ. Один продукт может быть произведен десятками стран. Но раз каждый четвертый товар попадет на полки американских магазинов, то и расчеты во всей цепочке производства дешевле проводить в долларах.
Раз существует такой спрос на доллары, то странам приходится держать резервы в них же, чтобы была возможность торговать. Курс доллара становится ориентиром. Если доллар падает, то страны пытаются снизить курсы своих валют. Это делает его самой стабильной валютой, а доступ к нему возможен либо с выходом на американский рынок, либо с получением займа. Россию, как мы знаем, пытаются не пускать как на рынок товаров, так и на долговой рынок.
После начала пандемии первыми на карантин ушли страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Теперь, когда Запад только начинает выходить из карантина, их рынки еще пустые, а Азия уже раскрутила маховик производства. Значит, западные полки будут быстро заполнены азиатской продукцией.
Однако жители Европы и Америки сильно закредитованы или страдают от высоких налогов. Такое бремя наряду со старением населения бьет по потреблению. Эти тенденции к тому же ускоряются. Для обеспечения финансовой стабильности центробанки уходят в отрицательную зону — ставки падают ниже нуля. Но при таких ставках доходности по активам тоже падают. Инвесторы в поисках прибыли уходят на рынки развивающихся стран, покупая рубли или юани.
Наконец, производство уже давно ушло на Восток. Новыми потребителями отныне тоже будут азиаты. В отличие от стран Запада Азия не требует придерживаться какой бы то ни было идеологии. При этом переход этого региона на внутреннее потребление делает их производство слишком дорогим из-за роста спроса на их же продукцию. Здесь российский экспорт оказался бы очень кстати. Способствовать этому будет и то, что рост спроса на рубль сможет расширить его зону.
Российский рубль стал свободно плавающей валютой еще в 2014 году. Такой валютный режим позволяет России адаптироваться к внешним шокам, а сохраняющаяся стабильность цен внутри страны вынуждает страны СНГ гармонизировать свои валютные политики, ориентируясь на рубль, так как основной рынок сбыта их продукции — российский. Наконец, наша валюта является свободно конвертируемой (можно обменять любую сумму в рублях). Эти факторы и огромный рынок Азии, требующий российских товаров, могут вовлечь наших постсоветских партнеров в российскую производственную цепочку. Тогда рубль будет чаще использоваться в расчетах, даже если они будут осуществляться без участия России.
Если посмотреть на изменение курсов валют стран СНГ, то мы увидим, что за последние десять лет белорусский рубль потерял к российскому рублю 10 процентов, казахский тенге — 20 процентов, таджикская валюта почти не изменилась, азербайджанский манат укрепился лишь на 9 процентов, грузинский лари после незначительного роста тоже пришел к равновесию с российской валютой. Исключения — валюты Киргизии и Армении, однако они очень сильно интегрированы в российскую экономику. Узбекская и украинская валюты, в свою очередь, сильно просели к рублю. Это, напомню, тот период, когда рубль вдвое упал к доллару и в результате потянул за собой валюты СНГ. Более того, страны Евразийского союза (ЕАЭС) еще и взяли на себя обязательство координировать свои денежно-кредитные политики. Мы видим, что, отказавшись ориентироваться на доллар, страны ЕАЭС и СНГ в целом последовали за Россией. Рубль стал своего рода посредником для их валют в мире глобальных финансов.
Интеграция стран СНГ в производственные цепочки России вынудит и другие страны рассчитываться за некоторые товары в рублях. Но если рубль не станет стабильной валютой, то расчеты с евразийскими странами будут вестись в других валютах — как сейчас в долларах или евро. Рубль превратится в полноправного хозяина Северной Евразии только тогда, когда на него можно будет положиться. Это особенно важно сейчас, когда все идет к тому, что зона валют стран Запада в мировой экономике будет сужаться. Чтобы их место занимали не только азиатские страны, но и страны СНГ, рубль должен стать надежнее, а российские монетарные и финансовые органы — ответственнее.