У беспорядков детское лицо
Смерть афроамериканца Джорджа Флойда под коленом полицейского спровоцировала массовые беспорядки в десятках штатов Америки. Пять раз судимый вышибала вечером 25 мая расплатился в магазине Миннеаполиса поддельной купюрой и попытался скрыться. Гибель неблагополучного гражданина от рук полиции стала очередным поводом поговорить о справедливости в стране, где вопрос расизма стоит очень остро. Благое вроде бы дело. Только вот то, какими методами пользуются протестующие, вызывает много вопросов.
Митинги в поддержку прав темнокожих вылились в погромы, мародерство и столкновения с силовиками. В соцсетях стало активно распространяться видео с черной девочкой, которая превратилась в символ справедливости. Якобы именно этого чувства не хватает всем, кто угнетает людей из-за цвета кожи. Никто уже давно не верит, что подобные стихийные акции инициированы и раскручены естественным образом. Шутка о том, что во время самоизоляции эксперты цветных революций вынуждены работать дома, уже не кажется забавной.
В мире победивших соцсетей на акцию протеста можно вывести 200 человек и снять их так, что стороннему наблюдателю покажется, будто их две тысячи. Важно не то, сколько на самом деле выйдет протестующих, а какая будет картинка для аудитории, рассевшейся по домам. Плакаты с лозунгами, видео, а еще лучше — кровь мирных граждан, пострадавших от рук жестоких стражей правопорядка. Упавший на мостовую учитель с разбитой головой — лучшее тому подтверждение. «Правильные» комментарии завершают картину. Самое ценное в любой такой акции — эмоции, которые вызывают эмпатию у всех, кто хоть краем глаза смотрит новости. И эта яростная, живая и искренняя темнокожая девочка, сама того не зная, стала символом протеста, в котором ей совершенно не место.
Речь не только о том, что ребенка могут затоптать свои же, он может пострадать от слезоточивого газа или его может ранить шальная полицейская пуля. И даже не о том, что девочка рискует заболеть коронавирусом (пандемию в США никто не отменял). Если образ ребенка активно тиражируется в СМИ и соцсетях, значит, других аргументов, кроме эмоций, у протестующих нет. С ними нельзя договориться. Массовому зрителю покажут, как копы крутят несчастного плачущего подростка. А то, как он бил витрины, поджигал магазины и кидал кирпич в полицейских, никто не увидит.
Результат уже есть. В Польше неравнодушные сами себя вяжут и выражают соболезнования афроамериканцам, в США на колени встают полицейские, политики и солдаты, воевавшие в горячих точках. Перед невинными, образами которых манипулируют идеологи беспорядков, бессилен голос разума. Пока бурлят эмоции, никто не думает о фактах. Что одна раса унижает другую. Что в период кризиса эти беспорядки еще больше бьют по экономике страны. Что так легко сбросить напряжение после вынужденного сидения дома и отплатить властям за потерю работы, но ничего нельзя изменить. Что таким образом кто-то ловкий и могущественный борется за власть. Или мобилизует протестный электорат. Об этом не хочется думать, когда смотришь на вдохновленного ребенка, который жаждет поменять мир. На то и расчет.