Лицедеи мнят себя элитой
Домогаров «наказывает» публику. Он больше не будет выступать перед ней, той, что «топчется на крови».
«У меня нет никакого желания выходить к вам на сцену! Мы богема, мы увядшая культура, мы не несем ничего хорошего. Не ходите в театр! По крайней мере, на мои спектакли… Я никогда не буду к вам, зрители, теперь чувствовать уважение» — так вот плюнул в зрителя Домогаров.
Смешно и стыдно за него. За это вот презрение актера, который, вообще-то, никакая не богема, а обычный гороховый шут, призванный развлекать и получающий за это деньги, славу и цветы в конце спектакля. Не будет зрителя — и актера не будет. И, возьмем шире, театра не будет.
Почему сегодня лицедеи возомнили себя некой элитой? На каждое общественное событие берутся комментарии: «Юрий прокомментировал», «Сергей отреагировал», «Иосиф сказал». Что они — политологи, специалисты, великие умы? Да, есть талантливые, безусловно. Да, публика их любит. Они — медийные лица. Но это вовсе не отменяет того, что они для публики, а не публика для них.
Но об этом все чаще забывается. И актер может позволить себе самое натуральное хамство по отношению к кормящей руке. Презрение и этот омерзительный снисходительный тон.
Актер — это ведь такая же профессия. И из профессии можно уйти за профнепригодность. «Выгоревший» учитель или фрезеровщик, потерявший руку, ослепший корректор — это ведь гарантия ухода из профессии. Так чем актерствующая братия другая? Только критерии «профнепригодности» у них иные. Образ жизни, аморальное поведение, попортившаяся внешность. Не случайно ведь «правильные» актеры всю жизнь стараются «держать форму» и «лицо». Потому что это их хлеб. И публика вовсе не обязана обожать и боготворить актера любым; никто клятв таких не приносит. А то небожители, вижу, уже считают, что их юная красота — до пенсии, что «талант не пропьешь» и даже, что больше всего раздражает, им позволено больше, чем «толпе». Да и в самом этом слове «толпа» столько презрения… Можно ли представить, чтобы так высокомерно о своем зрителе говорили Рыбников, Баталов, Тихонов, Ульянов... А вот Миша Ефремов — легко! Чего стоит один его памятный концерт в Самаре.
А что касается непосредственно самого Домогарова, то трудно не заметить, как он повторяет путь Михаила Ефремова. Изысканный красавец в молодости, с сияющими глазами и аристократическими чертами лица, во что он сейчас превратился? Его порок — тот же, что у Ефремова, — проступил на некогда благородном лице. Карьеру Домогарова сопровождают множественные скандалы — какие-то избитые женщины, драки. В начале года был с треском снят с роли в спектакле «Генри и Эллен». Режиссер Римас Туминас сказал про Домогарова так: «Я могу простить артистам все, кроме разнузданности, небрежности в работе и распущенности. Александр Домогаров распустил себя как личность, как актер до полного развала». Потом был скандальный уход из МХАТа, который Домогаров изволил обозвать «лжетеатром»… А у Домогарова ведь несколько лет назад случилась личная трагедия: погиб в аварии сын. Что, неужели эта боль уже забыта? А почему защищает Ефремова, совершенно понятно.
Представляет себя на его месте. Ведь, что и говорить, такое ДТП могло бы произойти и с Домогаровым, и с Паниным, и с Башаровым…