За что мы не любим ЕГЭ

Общество
Для чего нужна школа? Чтобы получить знания или чтобы стать хорошим человеком? Две крайние точки зрения, но жизнь поставила эксперимент, который привел к их столкновению.

В Астрахани решено закрыть школу за неизменно плохие результаты ЕГЭ. Плохие — мягко сказано. В 2019 году из 38 выпускников только двое сдали экзамен.

— Если оставим ситуацию такой, какая она есть сейчас, то в следующем году получим еще большее количество детей, которые пребывают в школе, но не получают при этом качественные знания, — заявил региональный министр образования Виталий Гутман.

Однако родители и некоторые депутаты недовольны, готовят пикеты. Их аргумент в том, что школа — это воспитательный институт и социальный лифт. Казус может оказаться примером для других регионов.

По существу конфликта высказывались многие мудрецы, которые не ведали о существовании в Астрахани школы № 8. Сократ учил, что знания без морали — плутовство, а не мудрость. Впрочем, Сократа осудили за то, что он портил нравы юношества. Лао-цзы считал, что знания формируют нравственный фундамент общества, а зло есть результат плохого знания. Гегель (с ним солидаризировался Ленин) видел единый идеал знания и нравственности. У нас же, по моим наблюдениям, набирает популярность тезис о том, что человек может быть не слишком образованным, но в первую голову — просто душевным.

Неудивительно, что ныне Единый государственный экзамен — объект яростной критики. Однажды дело почти дошло до Конституционного суда на том основании, что эксперименты на людях запрещены. Главная, по моему убеждению, причина недовольства ЕГЭ — его результаты.

Единый государственный экзамен — объект яростной критики / Фото: Сергей Киселев / АГН Москва

Как же так, кипит возмущенный разум, мы — самая читающая страна в мире и по математике со времен Лобачевского головастее всех французов. А в ранцах у выпускников — жуткие отметки. Быть не может! Виноват ЕГЭ — к бабке за советом не ходи! Идеальных систем не существует, и ЕГЭ не исключение. Однако недостатков у него меньше, чем у прежней системы, когда школа сама себе ставила оценки. В далеких регионах, где жизнь — не пряник, золотые медалисты появлялись легче, чем кролики из шляпы иллюзиониста.

Плюсы ЕГЭ — в повышении объективности и социальной справедливости, когда юноша из «низов» может поступить в пристойный вуз. Астрономическое число неудов никакими дефектами Единого госэкзамена не объяснить. Это жирная двойка всему обществу, совместной работе педагогов, родителей и самих выпускников, которым знания «до фонаря». Скажем честно, жизненный успех в понимании тинейджеров все чаще связан с нужными связями, а не с учебой. Лучшее же чтение — глянцевый журнал, где можно отыскать себе икону пафосного стиля.

Мы хотим построить экономику знаний, потому что отстали от конкурентов. Отставание начинается не в академиях, а со школьной скамьи. ЕГЭ — это зеркало, но правда глаза колет. К слову, об объективности Единого госэкзамена говорит тот факт, что в Москве и Питере его результаты выше, чем в маленьких городах, как и должно быть по справедливости и чего не было при старой системе. И еще аргумент в пользу ЕГЭ: лучшие баллы по всей стране — по востребованной юношеством информатике. Мы очень любим детей, и нам до седых волос кажется, что они должны хватать звезды с небес. Кажется даже тогда, когда отпрыскам вековая мудрость по барабану.

Что касается школы в Астрахани, где ничему не учат, но хранят надежду на социальный лифт, то не надо забывать, что лифт не всегда ведет вверх. Иногда он спускается еще ниже.

amp-next-page separator