Армения и Азербайджан: компромисс не выгоден никому

В мире
В зоне тлеющего армяно-азербайджанского конфликта снова очень неспокойно. 12 июля Минобороны Азербайджана заявило об обстреле позиций армии республики на границе — в районе города Товуз. Затем армянская сторона сообщила о ранении десяти военнослужащих в результате столкновений. Что происходит?

А происходит очередное обострение армяно-азербайджанского конфликта, который тянется еще с советских времен. Большевики в свое время накуролесили и отнесли Нагорный Карабах, спорную территорию, к Азербайджану. Армяне были против. Начались вооруженные конфликты, в сентябре 1991 года образовалась Нагорно-Карабахская Республика, или, как ее называют местные жители, Арцах. Но это лишь одна проблема. Вторая в том, что армяне в целях собственной безопасности стали контролировать еще и шесть окружающих республику районов, тоже относящихся к Азербайджану.

В итоге вооруженные конфликты там то затухают, то возобновляются. Хотя официально между Арменией и Азербайджаном действует перемирие. Ситуацию усложняет то, что власти Армении не признают Арцах частью своей страны — это для них независимая республика, в которой тем не менее живут армяне, а значит в обиду мы ее не дадим. Уже много лет так называемая Минская группа (Россия, Франция и США) в качестве посредника пытается этот конфликт урегулировать. Армянской стороне, в частности, предлагают освободить прилегающие к Арцаху районы, но оставить так называемый Лачинский коридор, соединяющий Армению и Нагорно-Карабахскую Республику. Но этого не происходит.

Происходит очередное обострение армяно-азербайджанского конфликта, который тянется еще с советских времен / Фото: mod.gov.az / Минобороны Азербайджана

Что мы имеем в итоге. Кажется, все не так плохо. Стороны конфликта худо-бедно, но обеспечивают перемирие в регионе своими силами, без привлечения миротворческих сил ООН, как, например, в бывшей Югославии. Однако конца конфликту не видно. Ни в Армении, ни в Азербайджане просто нет серьезных политических сил, которые решатся на его урегулирование. Ведь урегулирование — это компромисс. А компромисс большинство граждан этих стран расценивают как поражение! Как только любой значимый политик скажет, что готов разрешить конфликт без применения силы, он тут же свою популярность утратит. Руководство обеих стран прекрасно об этом знает и на компромисс с мирным «разводом» не соглашается, потому что потеряет власть.

Можно провести параллель с президентом Украины Владимиром Зеленским и Донбассом. Как только он начнет искать реальный компромисс в вопросе с Донецком и Луганском, его просто сметут. Ведь большая часть его избирателей не желает никаких компромиссов: ей нужна военная победа, а потом мир на условиях Киева.

Вот и у Еревана с Баку такая же ситуация: долгое перемирие, которое в любой момент может закончиться.

amp-next-page separator