Кто его посадит, он же памятник
В странах бывшего соцлагеря со сладострастным удовольствием уничтожаются монументы советским воинам; в Америке и Англии опоганивают и валят с пьедесталов скульптуры тех, кто, хоть косвенно, «способствовал рабству». Да и у нас в стране памятники все чаще назначают крайними. Сколько Ильичей, в кепках и без, разрушили! С удовольствием расправляясь с социалистическим наследием, мы не вспоминали о том, как менее чем век назад так же яростно свергались памятники царской России. Список уничтоженных монументов впечатляет, приведу в пример только одну гротескную историю чехарды с «увековечиванием и последующей дискредитацией».
В 1912 году на Тверской площади был торжественно установлен памятник генералу Скобелеву, герою Русско-турецкой войны. Место выбрал сам император. В 1918 году генерала от инфантерии сбросили с пьедестала рабочие завода «Серп и молот», соорудив на постаменте трибуну для празднования Первомая.
Позже здесь воздвигли памятник советской Конституции со статуей Свободы. Через некоторое время памятник Конституции снесли, а в 1941 году не стало и Свободы. Но свято место пусто не бывает, и вот в канун 800-летия Москвы поставили памятник Юрию Долгорукому. Торжественное открытие состоялось в 1954 году. А уже в 1962-м вышло постановление о переносе Долгорукого в сквер у Новодевичьего монастыря! Недовольство памятником высказывали старые большевики. Еще бы, Юрий Долгорукий — эксплуататор простого люда!.. Подобные войны с монументами, замена одного на другой продолжаются то там, то сям. Сейчас вот, как абсурдно это ни звучит, жертвой народного недовольства стал дедушка Крылов.
Вернее, памятник баснописцу на Патриарших. В ходе обсуждений скульптуры Самуилу Маршака на Лялиной площади было высказано яркое мнение: пусть будет маленький памятник Маршаку, а «махину» Крылову уберите! «Лучше бы детскую площадку хорошую сделали… Маршак побольше сделал для литературы, чем переведенный плагиат Крылова», — написала жительница «Патриков» в обсуждениях публикации на страничке одного из депутатов Тверского района. Что за глупость, что за гадость — воевать с памятью. Может, будем осмотрительнее в том, кому именно их ставить? Сейчас есть тенденция налепить монументов любому мало-мальски известному деятелю. Актерам второго эшелона, певцам сегодняшнего дня, всем подряд писателям… Решаясь на такую важную вещь — памятник, надо всегда думать, будет ли вообще этот человек что-то значить для потомков. Или будет позабыт и сразу сброшен с пьедестала поруганный. Фактически второй раз умерший.