Лайкни мою смерть
Некто решает уйти из жизни и делает это публично. То есть не просто в общественном месте, а транслируя самоубийство на всю мировую паутину. Какие мотивы могут быть у человека, по сути, навязывающего миру нелицеприятную историю своей гибели, разберется только опытный психиатр. Нам, людям без медицинского образования, да еще и никогда не имевшим знакомства с главным героем, причины его поступка интересны мало. Куда важнее понять, как защититься от такого контента.
Вот уже несколько дней подряд соцсеть TikTok пытается удалить ролик, в котором мужчина совершает акт суицида. Циничные алгоритмы решили, что это стоит того, чтобы увидеть, и стали активно рекомендовать видео пользователям. А знаете, как выглядят среднестатистические обитатели «ТикТока»? Розовые волосы, кроссы, широкие джинсы… То есть это очень молодые ребята, зачастую дети. И, поскольку они тратят колоссальное количество времени и сил на съемки самопрезентаций, несложно догадаться, что такие юзеры жаждут оценок, лайков и внимания любой ценой.
Аудитория в интернете нынче сытая, удивить ее сложно. В погоне за сиюминутным «вау» от потенциального зрителя молодежь идет на многое: от запредельной глупости до съемок сцен откровенной жестокости. Самые отчаянные своего, как правило, добиваются: их заметят, на них отреагируют. И неважно, будут ли это пальцы вверх или вниз. Неважно даже то, что через полминуты о тебе забудут, что бы ты ни показал, потому что сотни других тиктокеров уже сняли новые ролики и тоже жаждут внимания. Ты получил свою «минуту славы» и ненадолго успокоился… Пока твое тщеславие в очередной раз не потребует подпитки.
Даже взрослого передернет от того, что нам могут показать в «ТикТоке». А что говорить о детях? И «родительский контроль» не спасет, ведь соцсети считаются нейтральной территорией. Мамы начинают бить тревогу только тогда, когда заглядывают в чаты своих отпрысков и замечают, что там «синий кит» кверху брюхом плавает. И это хорошо, если замечают вовремя. А то ведь сколько случаев было всего несколько лет назад! Когда каждая трагическая история начиналась с присказки «такой хороший был ребенок, и что на него нашло?». А вот что: тотальная романтизация самоубийства. Как будто есть смерть, а есть суицид: в первом случае сплошная пустота, а во втором — встал, отряхнулся и наблюдаешь, сколько лайков соберет твой посмертный ролик или пост...
Но одно дело — самоубийцы, другое — их аудитория. К сожалению, пользователю защититься от нежелательного контента в Сети не так просто. Вы, конечно, можете оставлять жалобы на публикации, чтобы больше вам такого не рекомендовали. Но ведь прежде вы это увидите. И вы, и ваш ребенок. Так что же делать? Возвращаемся к идее с зарытым в клумбу смартфоном?
По сути, мы не застрахованы от нежелательного контента не только в Сети, но и в реальности. Поэтому интернет не виноват, просто такова жизнь. Если вы взрослый человек с довольно крепкими нервами, вам это все как с гуся вода. Но что до детей, то здесь очень важно быть своему ребенку честным и надежным собеседником, который аккуратно предупредит, что бывает всякое. И не все из этого стоит его внимания, переживаний и уж тем более подражания.
Ну а создателям приложений, алгоритмов и прочих благ цивилизации было бы нелишним усовершенствовать способы защиты своих пользователей от нежелательного контента. Ведь вопросы безопасности поважнее будут, чем юзер-френдли-интерфейс. Не так ли?..