Правда или ложь — не разберешь

Политика
Ровно 20 лет назад президент Владимир Путин утвердил Доктрину информационной безопасности РФ. В ней сказано: «Отдельные государства используют технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве. Управление интернетом на принципах справедливости и доверия между разными странами невозможно».

Соглашусь, так и есть. Каждое государство пытается выстроить свою картину мира, в том числе и в Сети. И картина одного, как правило, не нравится другому. Что же нам делать? Можно пойти по пути Китая, где, как известно, создали «суверенный интернет» с тщательно отфильтрованным контентом. Результат сомнительный. В КНР есть масса компаний, которые за относительно небольшие деньги могут подключить вас к интернету мировому. И это, повторю, в тоталитарной стране, где уровень контроля за населением со стороны властей очень высокий. Затея с «суверенным интернетом» не работает еще и потому, что нынешняя молодежь — технически грамотная, она способна обойти любые запреты. Помните, как у нас пытались отключить «Телеграм»? Ничего не вышло.

Второй способ борьбы за информационную безопасность — повышение политической культуры населения и публикация правдивых сведений о происходящем в стране и мире. Этот путь сложнее, но по большому счету тоже может завести в тупик. Дело в том, что повышать свою политическую культуру большая часть населения не желает. Ей и так хорошо. Интеллигенция, например, уже несколько веков занимается критикой власти и не верит ничему, что власть рассказывает. Для нее правда от государства автоматически означает ложь. Переубедить невозможно. «Кремль плохой, мы в этом уверены и ничего больше знать не хотим!» — вот с такой картиной мира вполне разумные люди и живут.

Человек должен научиться идентифицировать фейковые новости / Фото: Алексей Орлов / Вечерняя Москва

И все-таки идти по пути повышения политической культуры нам придется. Человек должен научиться идентифицировать фейковые новости. Он просто обязан понимать, что за появлением каких-либо сведений в информационном пространстве часто стоит некое заинтересованное лицо, структура или государство. Почему? А потому что информация — это тоже оружие, «мягкая сила», способ влияния на аудиторию.

Когда демократы рассказывают о «российском влиянии» на выборы в США, они тем самым пытаются утопить Трампа и продвинуть своего кандидата. Это называется информационной войной, потому что на основе той или иной информации люди принимают решение. Кто-то выходит на митинги протеста, а кто-то «правильным» образом голосует. Конечно, заинтересованным лицам хочется влиять и на российского избирателя. Этому необходимо противостоять, озвучивая иную точку зрения. А еще — учить аудиторию понимать, где правда, а где ложь.

amp-next-page separator