Не стоит опасаться санкций

Экономика
Над Россией в очередной раз нависла угроза введения санкций. В нынешних условиях чаще всего упоминается «Северный поток – 2» — газопровод, который способен перекачивать СПГ из России в Германию по дну Балтики в обход Украины, Белоруссии и других малопредсказуемых стран. Если будет достроен. Что такое санкции, какова их цель и каков эффект? Попробуем разобраться.

У России много трубопроводов. Такой дешевый, надежный и одновременно прибыльный способ транспортировки самых востребованных углеводородов — наше уникальное преимущество. Тем более что «Северный поток – 2» упирается аккурат в Германию, первое в мире государство по экспорту высокотехнологической продукции. Ее до сих пор не догнали ни Япония, ни США, ни Китай. Более того, Россия, раскинувшаяся на 11 часовых поясов, граничит со всеми этими странами. То есть, будучи государством с крупнейшими запасами природных ресурсов, мы окружены технологическими сверхдержавами, испытывающими сырьевой голод.

Самое главное сырье в современном мире — нефть. Крупнейшим экспортером черного золота уже которое десятилетие является Саудовская Аравия. Ее возможности манипулировать мировыми рынками мы наблюдали в этом году. Однако она, как и Россия, вынуждена считаться с другими странами. Так, недавно королевство объявило о дисконте на свои поставки в октябре для Азии, Америки и Северной и Южной Европы. По сути, они предложили скидку всем, кроме крупнейших потребителей российской нефти — Центральной Европы. Почему это важно? Потому что нефть и газ — это не только физический доступ к энергии и топливу.

Цена на нефть зависит от доллара, который в свою очередь обеспечивает мировую торговлю, состоящую наполовину из торговли сырьем. При этом любой технологический продукт состоит из сырья. Его производство также требует энергии. Фактически более половины себестоимости зависит от цен на энергоносители, выраженных именно в долларах.

Кроме этого, существует еще и глобальная цепочка добавленной стоимости. Глубокая переработка и производство высоких технологий приносят больше прибыли, чем поставки сырья. Это мы наблюдаем, глядя на размеры российской экономики и экономик стран Запада. Другими словами, производители сложных продуктов зарабатывают много, а значит, готовы покупать сырье и энергоносители. Однако тут не все так просто.

Поставки газа Россией в Центральную Европу через «Северный поток — 2» позволят сократить стоимость энергии / Фото: Nord Stream 2 / Aксель Шмидт

Если стоимость сырья и энергии растет, то растет и себестоимость произведенных из них товаров. Как результат, этот товар теряет свои конкурентные преимущества, если другой производитель имеет доступ к более дешевым сырью и энергии. Соответственно, поставки газа Россией в Центральную Европу через «Северный поток – 2» позволят сократить стоимость энергии, а потому Германия сможет увеличить экспорт своих товаров и эффективней конкурировать с Китаем и США. При этом КНР строит дороги в рамках проекта «Один пояс. Один путь». США в свою очередь, будучи крупнейшим рынком сбыта в мире, страдают из-за торгового дефицита именно по вине Поднебесной и Германии. Уровень корпоративного и государственного долга бьет рекорды каждый месяц, а чтобы выбраться из долговой ямы, нужно при сохранении статуса доллара в мире продавать больше, чем покупать. По этой причине с приходом Трампа торговые ограничения вводились как против Германии, так и против Китая. Другими словами, Штаты пытаются спасти свою экономику, потому санкции должны лишь выровнять диспропорции, а не уничтожать конкурента. Их цель — не дать экономическим потенциалам Евразийского континента объединиться, а не задушить потенциальных покупателей американских товаров.

На практике ситуация должна выглядеть так: продажа дорогого американского сжиженного сланца приносит дополнительные доходы США, а немцы из-за дороговизны энергии будут покупать больше американских товаров, принося, опять же, дополнительный доход Штатам. Наконец, торговая сделка с Китаем также предусматривает обязательство Пекина покупать американские товары, включая и углеводороды (снижая долю России на этом рынке). А далее: снижение профицита платежного баланса Китая и Германии усложнит строительство той инфраструктуры, которая должна соединить весь наш общий Евразийский континент.

Ситуацию не в меньшей мере усложняет Россия. Из-за того, что мы стали крупнейшим поставщиком сырья как в Европу, так и в Азию, а в перспективе эти регионы будут еще и соединены «одним поясом и одним путем», включая и товарооборот через российскую Арктику, рынок Евразии, где живет 2/3 населения планеты, станет законодателем цен на сырье. Деньги этих стран заменят доллар, отобрав у него статус главной резервной валюты. Роль России в формировании цен на нефть и газ, а также на грузоперевозки вырастет многократно, и другим производителям придется ориентироваться не на доллар, а на валюты стран Европы и Азии. С другой стороны, если Германия или Китай откажутся от российского сырья, то рост тарифов у одного поставит другого в более выгодное конкурентное положение. Соответственно, санкции против «Северного потока – 2» будут введены европейцами только в том случае, если найдется альтернатива российскому трубопроводу. Пока ее нет, а значит, в топливно-энергетическом секторе мировой экономики будет (если еще не начала) доминировать Россия.

«Северный поток – 2» в совокупности с другими потоками энергоносителей, по сути, позволяет сбалансировать экономические интересы на нашем континенте. Ранее эту роль выполняли другие страны, но с тех пор как на карте появилась новая экономическая сверхдержава — Китай, сдерживание России стало сложнее. У нас теперь есть альтернатива Западу — мощный восточный партнер, и мы сами тоже стали альтернативой другим поставщикам энергоресурсов, так как ранее были зависимы от США и Саудовской Аравии в вопросах глобальной энергетической безопасности.

Уход России от Европы в Азию или от Азии в Европу всегда кому-то невыгоден. Именно поэтому санкции в отношении нашей страны часто выглядят страшнее, чем они есть на самом деле, и потому наша экономика не разорвана в клочья. Как правило, ужесточения носили политический характер и приводили лишь к оттоку капитала, который потом приходил обратно. Получается, что такие меры скорее имеют цель ограничить возможности России или других «партнеров», нежели уничтожить их экономически. А потому европейские санкции — это попытка защитить свои интересы с учетом интересов других держав, а не игра на уничтожение.

Автор — научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ.

amp-next-page separator