Почему Москва — не Париж, а гораздо лучше

Финансы
Роспотребнадзор разработал новые «Правила оказания услуг общественного питания». Они одобрены правительством России и вступят в силу с 1 января 2021 года.

Читаю и ничего не понимаю: практически все нововведения и так уже действуют. Например, с нового года нельзя будет вносить чаевые в счет. Но их и так не вносили. Оставлять, впрочем, на чай как не возбранялось, так и не возбраняется. Или вот еще новшество: кухня должна будет работать до закрытия ресторана. «Повар уже не работает» или «Завтраки только до 12:00» — такие вещи теперь говорить противозаконно. Но у нас и так самый «неспящий» общепит в мире: в Москве даже в полночь можно отужинать.

И самое главное: отныне рестораны будут обязаны рассказывать посетителям, из чего и как приготовлено то или иное блюдо, перечислять ингредиенты, сообщать объем порции и пищевую ценность по первому требованию клиента. Частично это правило тоже давно действует в столичных точках питания: вес и калорийность порций иногда даже в меню прописаны.

Понятно, что разработчики нового документа руководствовались благой идеей — защитить права потребителей. Однако обидно становится за самих рестораторов. Почему-то сразу напрашивается сравнение с общепитом во Франции, кулинарной столице Европы. Завтраков во многих заведениях там вообще не подают: не принято. Кофе, круассан, стаканчик сока — и довольно с вас. Кухня начинает работать с 11 утра, да и то в этот час вас никто не накормит, потому что обед — с 13:00 до 15:00. Не уложитесь в этот промежуток — топайте в универсам за полуфабрикатами.

Роспотребнадзор разработал новые «Правила оказания услуг общественного питания» / Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

В полчетвертого пополудни вам уже даже салата не подадут: повар отдыхает до ужина, который готовится к семи вечера. Официанты медлительны и преисполнены чувства собственного достоинства. Откликаются только на «мадам» и «месье». А если владеют английским языком, так и вообще их не дозовешься: очень важные персоны. Чаевые, кстати, совершенно официально включены в счет — и никого это не ущемляет. Наоборот, приятно, что заведение берет на себя ответственность в таком щепетильном деле, и посетителю не надо беспокоиться: «А не мало ли я на чай оставил — два евро? Может, надо было пять?» Словом, работники общепита во Франции — люди уважаемые (как и вообще любые работники, подозреваю).

А у нас поварам теперь даже авторских секретов иметь не полагается: любой рецепт надо будет в подробностях расписать в меню. Не хочется разглагольствовать, как у Роспотребнадзора поднялась рука в очередной раз прижать отечественный общепит, особенно в такое несчастливое для бизнеса время. Тем более что сами рестораторы ничего пугающего в новом циркуляре не находят:

— Мы и так боремся за клиента с утра до ночи, — говорит знакомый шеф-повар, — при такой громадной конкуренции, как в Москве, никому не придет в голову вносить в счет лишние расходы, закрывать кухню, обманывать. Мы не в Париже. Будет плохо у нас — клиент уйдет к соседу. В новом законе просто на бумаге расписали правила, которые мы соблюдаем уже давным-давно.

Действительно, ведь часто так бывает: скажешь пару приятных слов шеф-повару, а тебе в ответ — скидка десять процентов или бесплатный десерт. За такое никаких чаевых не жалко! Словом, новые правила для общепита — никакие не новые. Для чего их принимали? Интересно узнать в Роспотребнадзоре.

amp-next-page separator