Программист блаженный: кому молятся миллениалы
«После беатификации Карло Акутиса у католической церкви появился первый блаженный, который полюбил «Супер-Марио» и покемонов, но не так сильно, как реальное присутствие Христа в Евхаристии», — именно так начинается недавно опубликованный репортаж в Католическом агентстве новостей. В нем рассказывается об обряде причисления к лику блаженных совсем еще молодого парня, который умер от лейкемии в 2006 году. Тогда ему было 15 лет. Недавно папа Франциск заявил, что Акутис совершил свое первое чудо, причем уже с небес: семилетний мальчик из Бразилии, страдающий редким заболеванием поджелудочной железы, исцелился после того, как помолился ему.
Акутиса называют то гением-программистом, то киберапостолом. Имя юноши было известно католической церкви еще в далеком 2002 году: молодой человек впервые привлек внимание в 11-летнем возрасте, когда начал создавать веб-сайты для документирования и каталогизации чудес. Ради этого он специально выучил языки программирования. Сегодня о деяниях юноши в среде католиков принято говорить так: он использовал интернет на службе Евангелия.
В заголовках газет есть доля правды: юный программист действительно может стать святым. С одной стороны, обряд беатификации предваряет канонизацию. С другой — причисление умершего к лику блаженных означает, что человек вошел в рай и теперь может направлять тех, кто ему молится, а значит, в какой-то степени он уже святой. Единственная проблема в канонизации Акутиса — это нехватка еще одного чуда, но в некоторых случаях католическая церковь пренебрегает правилами. Возможно, и этот случай может стать исключением.
Зачем же понадобился католикосам такой странный свежеиспеченный блаженный? Ответ очевиден: сегодня церкви как никогда важно не потерять связь с новыми поколениями. Таким образом решаются сразу несколько задач: во-первых, беатификация и канонизация свидетельствуют о постоянном обновлении религиозной организации. Во-вторых, за каждым обрядом стоит множество процессов — от чудес до их расследований специальными комиссиями, что говорит о серьезности мероприятий. В-третьих, любая беатификация или канонизация — это широкое объявление о появлении новых авторитетов. Так вот последнее очень немаловажно.
Признавая блаженным программиста-миллениала, католическая церковь как бы говорит молодежи: интернет можно использовать с полезной целью — нести слово Божье. И добавляет: ваш сверстник сотворил чудо, мы — кардиналы и Папа Римский — вас видим, слышим, знаем и благословляем. Не такой ли подход помогает установить коммуникацию? К тому же еще раз подчеркивается непредвзятое отношение католиков к глобальной Сети. В отличие от православных, которые любят повторять, что интернет — это место, где царит разврат. Сам патриарх Кирилл, если помните, однажды назвал Сеть «разрушительной силой».
Конечно, и в католичестве есть раскол, связанный с отношением к новым технологиям. При этом Папа Римский активно ведет социальные сети, имеет аккаунт в «Твиттере» с миллионами подписчиков и воспринимает Сеть как еще один инструмент для миссионерства. Отчасти поэтому к миллениалам, а в особенности к любителям покемонов, в РПЦ и католической церкви такое разное отношение.
Что же касается Карло Акутиса, то теперь ежегодно 12 октября, в годовщину смерти программиста, в Ассизи будет проводиться праздник в его честь. Беатификация показала популярность нового блаженного: за обрядом только в этом городе наблюдали, по данным СМИ, около 3000 человек. В основном это была молодежь, вдохновленная его поступками.