Почему мы перестали верить телевизору

Общество
Компания Deloitte, с 2016 года исследующая медиапотребление в России, зафиксировала снижение уровня доверия россиян к телевидению как к источнику информации.

По данным исследования, еще в прошлом году телику доверяли 28 процентов опрошенных. Рухнуть на пять процентов — это, конечно, круто... Причем есть подробности: по новым данным, теленовостям меньше доверяют жители Москвы (20 процентов) и мегаполисов, а также студенты (15 процентов). А вот в Северо-Кавказском федеральном округе, например, с доверием голубому экрану все обстоит нормально: ему верят 28 процентов — больше четверти. Подчеркивается, что доверие к ТВ выше у людей возрастной категории 55 плюс.

Кажется, все логично: к тому и шло. Правда, телеканалы продолжают утверждать другое: на фоне пандемии и известных ограничений отмечается достаточно активный рост телесмотрения. Но с чего бы он по логике рос, если доверие падает?

Вспоминается старый анекдот про волка, медведя, зайца и лису, собравшихся играть в карты. Только уселись, и медведь говорит: «А того, кто будет мухлевать, будем бить по морде, по наглой рыжей морде». Но самое забавное, что искать «рыжую морду» ни в стане статистиков-социологов, ни среди телевизионщиков не стоит. Ибо правы, как ни парадоксально, в данной ситуации все.

Компания Deloitte зафиксировала снижение уровня доверия россиян к телевидению / Фото: pexels.com / JESHOOTS.com

Глупо предполагать, что телезрители, то бишь мы с вами, круглые идиоты, которых можно бесконечно кормить чем ни попадя. Тем не менее в условиях пандемии для многих телевизор и правда остался единственным вариантом развлечения. И я думаю, что противоречия в статистике отражают лишь тот факт, что зрители научились для каждого вида информации находить свои источники.

Так, скажем, на ряде каналов встречается чудесная историческая документалистика — отчего ей не доверять? Но за новостями, исповедуя принцип «все равно правды не скажут», чаще лезут не в телик, а ныне уже в телеграм-каналы: «Левада-Центр*» зафиксировал рост их влияния с нуля в прошлом году до 4 процентов в январе и 7 процентов — в конце минувшего лета. Светские новости поставляет интернет: там в желтухе утонуть можно. Остро и с огоньком про политику рассуждают блогеры. Так, с миру по нитке собирается «информационная рубаха» россиянина, который, напялив ее, включает еще и канал ОБС («Одна бабка сказала»), а выводы делает сам, не доверяя на 100 процентов никому, включая хитроумную, но часто однобокую статистику.

*По решению Минюста России «Левада-центр» включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

amp-next-page separator