Ищите не школу, а учителя
Следовательно, нужен и всегда будет нужен Учитель с большой буквы. Человек, влюбленный в свое дело, с огнем в груди.
— Лжа царила в Дании XVI века, — куковала моя учительница литературы и русского в московской трудовой политехнической школе, куда меня выгнали из восьмого класса элитной французской. — А Валя Котик примакнул к партизанам.
— Надо же, — криво усмехалась преподаватель французского в элитной, когда я вдруг начинал говорить без акцента и без запинки. — Даже такой… Ммм… То есть даже этот… Ммм… Может выучить урок.
И я сдувался, и все мне становилось безразлично. И не сломался я в жизни (до сих пор по крайней мере) вопреки им, а не благодаря.
Думаю, что очной должна быть началка. А вот потом — надо смотреть. Пусть решают ребенок, учителя и родители. Я не видел белого света во французской школе: зубрежка целыми днями и всего полчаса прогулки перед сном. Я плевать хотел на учебу в рабоче-крестьянской. О какой учебе могла идти речь, если учительница истории любила парить ноги на занятиях? И я считал дни и часы до занятий в Школе юного журналиста при журфаке МГУ. Я знал, где мое место.
Следовательно, задача школы — помочь ребенку определиться с выбором, найти себя. И тогда важнейшим становится дополнительное образование, всевозможные кружки и секции. А еще, без сомнения, гуманитарное, техническое либо естественное направление учебы, так называемое предпрофильное образование. Очным будет оно или дистанционным — нужно решать в каждом случае отдельно.
Почему такой вой, пардон, хор мамаш стоит по стране против дистанционки? Только потому, что мамашам хлопот меньше, когда дитя чуть свет уходит в школу, и есть с кого спросить за провалы — мол, учитель виноват. И я знаю школы, где учат в основном ходить в ногу и не высовываться — так всем удобнее. Только не детям. Этот мир вообще приспособлен для посредственностей: торчащий гвоздь тут всегда забивают.
— Не школу ищите, а учителя, — дал нам мудрый совет директор знаменитой московской школы, когда мы определялись, куда отдать ребенка. — Пусть окончит началку, а тогда и видно будет.
И напоследок, чтобы как следует подогреть праведный огонь в родительских грудях: нужно ли нам высшее образование? А зачем? Из моего класса во французской школе в МГУ с первого захода поступили 16 человек. Плюс еще двое (со мной вместе) — позже. Из тридцати четырех. Счастливы ли они? Многие ли слушали себя, а не жандармов в юбках из учительской, выбирая профессию и факультет?
И о «себе любимом», как любит выражаться один известный редактор. Что мне дал МГУ? Веселую жизнь. Незабываемые годы. А вот профессии меня учили в газетах. Я прошел три «салабонки» — в армии, в газете и на ТВ. Вывод делайте сами.