Героев нет в отечестве своем

Развлечения
Время рождает литературу. Литература рождает героя. Герой рождает пример. Пример входит в механизм общества как сжатая пружина, воздействуя на коллективное бессознательное масс. Распрямившись в судьбоносный исторический момент, пружина или разрушает общественный механизм, или рывком поднимает его на новый уровень, позволяющий решать грандиозные задачи.

Без Павки Корчагина («Как закалялась сталь»), Макара Нагульнова («Поднятая целина») были бы невозможны индустриализация и коллективизация, превратившие СССР в могучую, победившую фашизм державу. Первым классиком, взломавшим утвердившиеся в русской литературе духовно-нравственные каноны, стал Горький, написавший роман «Мать». Павел Власов — предтеча Павки Корчагина, Левинсона и прочих героев новой революционной эпохи.

В героях литературы материализуются исторические бури и паузы. Лермонтовский Печорин тратил «необъятные», как он сам считал, силы души на соблазнение невинных девушек и издевательства над приятелем. Не отставали от него и другие «лишние люди» русской литературы. В поздние советские годы критики вослед Белинскому тоже били тревогу: где адекватные времени герои и их великие свершения? Таких героев пытались искусственно выводить в пробирках соцреализма, но популярностью у читателей пользовались «амбивалентные», блуждающие на границе компромисса и коленопреклоненного бунта персонажи Юрия Трифонова, Владимира Маканина, Людмилы Петрушевской. И все же ушедшая в прошлое советская литература была литературой персонифицированных — не важно, положительных или отрицательных — героев.

Лидерами продаж в России сегодня не могут быть произведения, противоречащие утверждаемым нормам / Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

Сегодня российская литература обезличена. Никто не назовет по имени и фамилии ни одного героя из произведений последних тридцати лет. Большинство удостоенных за эти годы наград и премий книг — однодневки. Лучшие из них повернуты в далекое прошлое или сводят счеты с советской властью. Пути литературы и общества разошлись.

Книжным «пушечным мясом» всегда были набирающие силы в обществе социальные и психологические процессы, взаимоотношения «верхов» и «низов», новые идеи и человеческие характеры. Устранившись от поисков решения судьбоносных задач, уйдя в коммерцию, литература превратилась в обобщенного клоуна и одновременно шута, отвлекающего «низы» от гневных мыслей и обслуживающего специфические культурные запросы новоявленных «верхов». Лидерами продаж в России сегодня в силу сложившейся в книгоиздательской отрасли ситуации (наши крупнейшие издательства-монополисты работают по лекалам западных партнеров) просто не могут быть произведения, противоречащие утверждаемым в «цивилизованном мире» нормам. Они хорошо известны: признание преимущественных прав сексуальных и прочих меньшинств, мультикультурализм, толерантность, недопустимость харассмента и (белого) расизма, отрицание любых положительных моментов в прошлом и настоящем России.

Насколько сконструированный по этим нормам литературный герой соответствует народным традициям и представлениям, готова ли молодежь «делать жизнь» с него, мы видим по сокращающимся с каждым годом тиражам художественной литературы и закрывающимся книжным магазинам. Поэт Александр Кушнер прославился строчкой: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Настоящие как в жизни, так и в литературе герои выбирают. Даже если цена выбора — жизнь. Для литературы это сейчас «неформат», но, как писал Салтыков-Щедрин, «в России все возможно».

amp-next-page separator