Любовь без всякой иронии

Развлечения
1 января нового, 2021 года исполнится ровно 45 лет с тех пор, как по Первой программе Центрального телевидения советскому народу впервые показали легендарную комедию «Ирония судьбы, или С легким паром!».

К этой юбилейной дате киноканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провел опрос аудитории и выяснил: «Иронию судьбы» российский зритель помнит в мельчайших деталях. Причем помнят не только «гадость — заливную рыбу», но и возраст и адреса героев, а многие (16 процентов) — даже марку машины, на которой ездил Ипполит: оранжевый ВАЗ-2103 «Жигули». Говорят, это «наше все». Такая эрудиция в области отдельно взятого фильма похвальна. Но, сдается мне, дело не в одной лишь народной любви.

В СССР «Иронию» показали по ТВ всего пять раз — вместе с премьерой. Зато в девяностые и двухтысячные — оторвались: аж 22 показа! К слову, «Карнавальную ночь» крутили целых 24 раза, однако самой знаменитой и обсуждаемой комедией Эльдара Рязанова она так и не стала. Еще чрезвычайно востребован «Иван Васильевич меняет профессию» — в постсоветское время его тоже показали 22 раза, однако к шедевру Гайдая народ продолжает испытывать спокойные ностальгические чувства.

В СССР «Иронию судьбы» показали по ТВ всего пять раз — вместе с премьерой / Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1976)

А у «С легким паром!» судьба сложилась уникально. Время от времени в СМИ и соцсетях появляются язвительные критические разборы: героев комедии ругают смачно, с удовольствием и цинизмом. Каждый год накануне зимних каникул информационный эфир сотрясает хотя бы одна статья, где автор последовательно доказывает, что Женя Лукашин — плохой врач и безответственный лентяй, прозябающий в поликлинике, вместо того чтобы делать карьеру, а Надя Шевелева не имеет права работать словесницей, потому что употребляет глагол «одеть» в значении «надеть», что является грубейшей речевой ошибкой. Ну и оба они, конечно, инфантилы, потому что живут с мамами. Создатели сценария Рязанов и Брагинский наверняка не рассчитывали на такой своеобразный долгоиграющий успех. Сами того не желая, они придумали такой набор культурных триггеров, который до сих пор задевает зрителя за живое.

Думаю, в глубине души все критики «Иронии» завидуют Жене с Надей и тому невероятному романтическому приключению, в которое они угодили. На дворе суровый СССР, а эти двое красивы и обаятельны, как голливудские звезды. Когда смотришь последние кадры, уже никаких сомнений не остается: Женя и Надя созданы друг для друга, и впереди у них — долгая счастливая жизнь. Совместная, конечно, а не то, что показал Тимур Бекмамбетов в «Иронии судьбы. Продолжение» в 2007 году. Хотя новый фильм вроде бы тоже любят. Но я его так и не смотрела. Мне дорога гениальная сказка Эльдара Рязанова.

amp-next-page separator