День возрождения парламента
Выборы в парламент прошли 12 декабря 1993 года одновременно с референдумом по проекту новой Конституции. Этому предшествовали многомесячное двоевластие, вызванное несовершенством законодательства, а также противостояние президента и съезда народных депутатов, завершившееся танковой стрельбой в центре столицы и поставившее страну на грань полномасштабной гражданской войны. Новый основной закон разделил полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти, устранив предпосылки для конфликтов. Депутатов Совета Федерации приветствовал президент России Борис Ельцин. Первый состав палаты был избран гражданами на два года по двухмандатным округам. С 1996 года членами Совфеда становились руководители исполнительной и законодательной власти регионов. А современный порядок формирования (по представителю от исполнительной и законодательной власти субъекта Федерации) начал действовать с 2001 года.
С самого начала работы Совет Федерации позиционировал себя как работающую вне партийных интересов палату регионов: одним из первых положений было запрещение объединения во фракции по политическим признакам. В зале, не разделяясь, вместе работали и коммунисты, и демократы, что для тогдашней разорванной по политическим принципам России было весьма непривычно. Мне довелось работать в верхней палате парламента в 1996–2001 годах. Сенаторы и тогда старались поддерживать хорошую традицию — стоять «над схваткой». Основным требованием к любому рассматриваемому закону было соответствие Конституции и то, может ли он быть реализован регионами.
Политические страсти 11 января 1994 года закипели в здании бывшего СЭВ, известном доме-книжке на Новом Арбате, 36, где московская мэрия дала временное пристанище Госдуме до завершения ремонта здания на Охотном Ряду. Выборы в первую Госдуму проводились по смешанной системе: 225 законодателей избирались по одномандатным округам, 225 — по партийным спискам. Победу неожиданно для всех одержала ЛДПР Владимира Жириновского, пропрезидентский «Выбор России» с трудом догнал ее по общему количеству мандатов, третье место заняли коммунисты. Пятипроцентный барьер преодолели еще пять партий. Большинства в итоге не оказалось ни у кого. Для принятия законов партиям приходилось вести непрерывные споры и консультации, вступать во временные союзы. Но это была уже нормальная парламентская деятельность, далекая от войн и оскорблений начала 1990-х.
Рассказ о становлении парламентаризма был бы неполным, если не упомянуть, что 10 января 1994 года в том же здании мэрии состоялось первое заседание Московской городской думы. 35 вновь избранных депутатов приняли жесткий регламент своей деятельности, определивший конструктивную работу Мосгордумы на долгие годы.