/ Фото: Ивандиков Игорь

Насколько системна наша оппозиция

Общество
После парламентских выборов только и разговоров о сильном укреплении позиций нашей вечной, так называемой системной оппозиции. То бишь как бы принимающей правила цивилизованной игры в политику.

Более того, те критики режима, что настаивают на пересчете голосов, а то и проведении новых выборов, объективно верят в то, что таким образом можно усилить позиции традиционных партий (АнтиЕдра), а значит, благотворно повлиять на внутриполитическую обстановку. Усилить политическую конкуренцию.

Не спорю, может быть, пересчет и добавит парламентских мандатов записным оппозиционерам. Но вот изменит ли такой демарш что-то принципиально? Сомневаюсь.

Никто уже не спорит с тем утверждением, что немало голосов было отдано не столько за устоявшуюся оппозицию, сколько просто за перемены. За новые лица и свежую кровь во власти. А потому недавние убежденные демократы скрепя сердце отмечали в бюллетенях графу КПРФ.

В результате в очередной раз оппозиционные партии — кто больше, кто меньше — просто приватизировали протестный электорат. Беда только в том, что, как шутили в прошлые годы, все приватизированное неизменно сдавалось в аренду Кремлю. Тот самый случай, когда общественный пар оппозиция стравливала в свисток.

Естественно, никогда не было и тени оппозиционной консолидации. Никаких даже временных коалиций. Вожди-заднескамеечники исполняли только соло. Само понятие хора для них неприемлемо. Более того, именно между собой они устраивали петушиные бои на потеху и власти и публике. Не слишком чистоплотную работу по отстранению от выборов в Мосгордуму партии «Родина» взяла на себя ЛДПР, настрочившая жалобу в инстанции.

Более того, и с действующей властью оппозиционеры всегда предпочитали договариваться единолично, решая свои партийные, а иногда и просто шкурные вопросы. Особенно заметна была торговля в период решения главной парламентской задачи — утверждения бюджета. Взамен поддержки оппозиция требовала разных приятных уступок. Бюджет же «антинародной власти» неизменно утверждался, даже когда Госдума была «красной». Говорят, один раз Жириновский в качестве компенсации за утверждение бюджета даже потребовал отремонтировать его штабквартиру. Словом, управление делами президента всегда играло видную роль в налаживании моста между оппозицией и партией власти.

Теперь вернемся к тому, с чего, собственно, и начали. К эффективности новой для нас процедуры — пересчету голосов, которого чаще всего требуют на митингах. Вы что, хотите, чтобы наша традиционная оппозиция просто усилила свои позиции для торговли? Думаю, нет.

Но дополнительные мандаты послужили бы этой задаче.

К слову, вчера, отвечая на вопросы в прямом эфире, Владимир Путин довольно спокойно напомнил, что цель любой нормальной оппозиции — завоевание власти. Вот только злые языки утверждают, что от возможной перспективы прихода к этой самой власти некоторые вечные оппозиционеры просто впадают в ступор.

amp-next-page separator