Возможна ли сегодня «новая Ялта»

Общество
4 февраля 1945 года в Ялте открылась конференция лидеров СССР, США и Великобритании. За неделю переговоров этими «демиургами» была создана новая мировая система, продержавшаяся до распада СССР.

Сталин добился практически всего, чего хотел, а позже получил даже больше, чем согласились ему дать союзники в Ялте. Это тот самый случай, когда иной раз так и хочется сказать: «Можем повторить…» Можем ли? В Ялте в 1945-м вся Европа, да по сути весь мир был неформально поделен на зоны влияния. Было фактически положено начало ООН.

Самым сложным оказался польский вопрос. Черчилль не хотел уступать Сталину страну, из-за которой, собственно, Британия вступила во Вторую мировую войну. Но к тому времени советские войска уже почти полностью контролировали Польшу, а Сталин был непреклонен в отстаивании принципа: кто контролирует территорию, тот и определяет социальный строй данного государства в будущем. Он настоял на создании просоветского правительства в Польше.

Кроме того, в Ялте окончательно договорились о зонах оккупации Германии. Также в обмен на вступление в войну против Японии СССР получал Южный Сахалин и Курильские острова. Кстати, едва ли главным тактическим интересом Рузвельта в Ялте было уговорить Сталина побыстрее вступить в войну с Японией на Дальнем Востоке, чтобы сберечь жизни сотен тысяч американских солдат. Возможно, именно поэтому он поддерживал советского лидера во многих вопросах, касавшихся европейского обустройства.

Черчилль, Рузвельт (в центре) и Сталин. Ялтинская конференция (1945) / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Спустя несколько месяцев уже новый президент США, Трумэн, получив к тому времени атомную бомбу, стал тяготиться этим обещанием поддержки от Сталина. США надеялись с помощью бомбы быстро закончить войну без участия СССР. Однако Сталин, узнав об успешном испытании атомной бомбы, ускорил начало наступления Красной армии против японцев.

Мало кто сейчас помнит, что генерал де Голль, тогда бесспорный лидер французского Сопротивления, настаивал, чтобы его пригласили в Ялту. Но Сталин, Рузвельт и Черчилль выступили против. Де Голль затаил обиду на то, что Ялта закрепила англосаксонское доминирование в Западной Европе. В отместку он дважды налагал вето на вступление Британии в Европейское сообщество — в 1963 и 1967 годах. Если бы Британия вступила в нынешний ЕС не в 70-х, а в начале 60-х, то смогла бы лучше интегрироваться. И не было бы сегодняшнего Брекзита. Так причудливо аукается порой история.

Что же касается возможностей «новой Ялты» — на предмет того, чтобы Россия договорилась о правилах игры в современном мире в противостоянии с совокупным Западом, — пока к этому, увы, нет предпосылок. За Сталиным стояла пятимиллионная Красная армия, готовая дойти до Ла-Манша. У нас есть полторы тысячи только стратегических ядерных боеголовок. Но в современном мире этого мало. Нужен соответствующий экономический и технологический потенциал. Вот над этим и надо работать.

amp-next-page separator