Лучший способ воспитать невежду
В самом списке рекомендованной литературы ничего страшного нет. Подобные перечни для внеклассного чтения составлялись и ранее. Помнится, лет двадцать–тридцать назад среди старшеклассников была необыкновенно популярна книга Сергея Соловейчика «Учение с увлечением». Как раз о саморазвитии... Но — не в одиночку, а под руководством увлеченного своим делом серьезного педагога.
Перманентная образовательная реформа, затянувшаяся на десятилетия, стремится убрать из школ воспитательную функцию и свести роль учителя к формальному предметному преподаванию и заполнению многочисленных отчетных документов. А воспитывают своих наследников пусть родители — это, мол, их обязанность! При этом благодаря «особенностям» современных программ и стандартов затруднена даже сама функция учителя-предметника.
Примеры на поверхности: в 1990-х в учебном году на преподавание истории ученикам с 7-го по 9-й класс отводилось по четыре академических часа в неделю. Сейчас считается, что ребятам этого возраста достаточно двух часов в неделю при той же длительности учебного года в 35 недель. То есть объем информации, который может быть усвоен непосредственно в классе, сократился вдвое. Самообразовывайтесь, дорогие школьники, ищите интересующую вас и необходимую для экзамена информацию сами — среди бескрайнего интернет-мусора...
Если ученик вознамерится «добрать» объем знаний за счет самообразования, он без учителя попросту заплутает в некоторых терминах. Вот нас учили, что раннее государство восточных славян принято называть Киевской Русью. Теперь этот племенной союз именуется Древнерусским государством. Спросите любого методиста: «Почему?» И услышите ответ: «Чтобы ученики не задали лишних политических вопросов, ведь Киев — это сейчас Украина, а там у них сами знаете какая обстановочка»...
К ГИА и ЕГЭ ученик, который прошел эту ополовиненную программу, окажется не готов, даже если у предметника не семь пядей во лбу, а восемь. И пойдет к репетитору. А репетитор — это коммерсант от педагогики, тот самый «коуч». Он учит не тому, что надо знать, а тому, как надо сдать.
И главная его цель как коммерсанта — прибыль, а не качество знаний ученика. Не стоит потом удивляться старшекласснику, публично выразившему сочувствие семьям немецких солдат, погибших на советско-германском фронте. Невежде, пожалевшему агрессора и злодея.
Читайте также: Мнение филолога Льва Соболева «Не бойтесь доверять своим детям»