Короткий манифест об изъянах феминизма

Общество
В России 8 Марта принято считать букетно-конфетным днем, но смысл этого праздника куда глубже. Он появился как символ борьбы за равные права и эмансипацию. Поэтому сегодня важно не только делать милые презенты, но и разобраться, как так получилось, что женщина продолжает чувствовать себя угнетенной, а феминизму осталось только посоветовать ей пользоваться менструальной чашей.

За современной российской феминисткой закрепился весьма скверный образ: это молодая девушка, ведущая свой «Твиттер» или «ТикТок», которая резко высказывается о мужчинах, называя их «спермобаками» и другими словами пожестче. Такая активистка чаще всего борется с ветряными мельницами — неким патриархатом, который, по ее мнению, «дискриминирует» и «угнетает». Но так ли уж силен этот самый патриархат в наши дни?

Вряд ли. В русских селениях действительно остались традиционные патриархальные семьи, где слово мужчины — закон. Но современная феминистка, скорее всего, об этих местах не знает, потому как за МКАД была несколько раз и с провинциальной жизнью незнакома. Туда не доходят пылающие ненавистью твиты, тамошняя жизнь — реликт имперских времен, местная культурная особенность, которая вот-вот вымрет под натиском новых ценностей и по естественной причине смены поколений.

В современном мире мужчина не доминирует, женщина — тоже. Доминация — хоть тесно связанное с сексуальностью понятие, но ею не ограничивающееся. Доминирует в нашем обществе капитализм, лишенный человеческого лица, лишенный чувства понимания, сострадания, обделенный ratio, действующий по схеме «цель оправдывает средства, каковыми бы они ни были». Он превращает каждый отдельный компонент этого мира в часть производства: и человека, и горы, и леса, и реки.

В России 8 Марта принято считать букетно-конфетным днем, но смысл этого праздника куда глубже / Фото: Андрей Любимов / АГН «Москва»

Женщина в капитализме — деталь с изъяном. Ее производственную ценность, например, снижает чисто биологическая функция: способность вынашивать потомство. Часто мы слышим истории, как молодых девушек не хотят брать на работу из-за декретных рисков. Предположим, выпускнице университета всего 22–23 года, молодого человека у нее нет, и даже если она не стремится к отношениям, потенциальный риск все же сохраняется. И он в глазах капиталиста достаточно велик. Неважно, кто управляет компанией, кто принимает окончательное решение — мужчина или женщина, трансгендер или тот, кто не определился с полом, — этот человек будет действовать не из своих побуждений, а из логики капиталистической системы.

Декрет — это не только риск прервать трудовые отношения на некоторое время. Девушка родит, ей придется ухаживать за ребенком, даже если основную часть заботы о нем возьмет на себя муж. А тут уж какая карьера? Все проекты — псу под хвост. По той же причине работодатели зачастую платят женщине меньше, чем мужчине: чтобы выгоднее покрыть декрет, если такой риск возникнет.

Сегодняшний феминизм — всего лишь субкультура, адепты которой борются за насилие над языком в виде феминитивов и пытаются сражаться с «мужским угнетением». Сегодняшний феминизм — это новая модная тенденция, говорящая нам, что подмышки и ноги можно не брить, а вместо прокладок использовать менструальные чаши. Сегодняшний феминизм замалчивает главную проблему, он обходит ее стороной, делая огромную услугу всем тем, кто продолжает следовать порочной капиталистической логике. Он не решает вопрос женщины в системе капитализма, потому как ее права постоянно нарушаются, она кажется неполноценным субъектом и намного чаще мужчин стоит перед выбором: семья или карьера? И именно ответ на вопрос о роли в капиталистической, рыночной системе сделает женщину более свободной, сильной и независимой.

amp-next-page separator