Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»
Фото: Артур Новосильцев / АГН Москва

Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена Черная, поставившая в Малом зале Московского Губернского театра спектакль «Мой Онегин». Среди творческих проектов Фонда Сергея Безрукова уже есть ее постановка «Мой Лермонтов» — моноспектакль Кирилла Зайцева по поэзии и прозе Михаила Лермонтова.

На этот раз Кирилл Зайцев воплотил на сцене образ самого знаменитого героя Пушкина — Евгения Онегина. И не только — по ходу спектакля Зайцев перевоплощается и в Ленского, и в Зарецкого, и даже в Филипьевну — няню Татьяны. Для актера подобное — настоящий вызов. По сути, получился смелый театральный эксперимент, в котором наряду со стихами Пушкина звучат фрагменты из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». И самые знаменитые сцены Татьяны Лариной идут именно в оперном исполнении.

Нежную Татьяну играет, но больше поет — и восхитительно поет — Мария Берар, актриса театра и кино, родом из Санкт-Петербурга, из музыкального театра «Зазеркалье». Дуэт Зайцева и Берар искрит, он полон особого драматизма, нерва, что позволяет увидеть знаменитую историю любви героев в ином ракурсе.

— Нам захотелось показать образ, отражающий время, и вместе с Онегиным поговорить о самом Пушкине, — говорит режиссер Елена Черная. — Ведь в романе суть не только в истории любви Онегина, который не смог полюбить сразу, упустил возможность любви, которая пришла к нему слишком поздно. Она еще и в том, почему и что произошло с Евгением с течением времени. Пушкин писал Онегина десять лет: начиная роман, он сам был молод, как и его «Онегин — молодой повеса», но с течением времени поэта изменила жизнь. Он писал параллельно развивающиеся истории своего героя и своей жизни.

Наверное, поэтому мы смотрим на Онегина в спектакле, а видим за ним образ самого поэта. Не зря же на столе героя высится гипсовый бюст Пушкина — как напоминание о главном герое спектакля, как намек о зловещей роли дуэли в его жизни.

Интересно продумана сценография (художник-постановщик Роман Муромцев). На раскрытие психологической драмы, а не только сюжета, здесь работает каждая деталь. Огромное сухое черное дерево покрыто красными яблоками-шарами, которые иногда превращаются в бильярдные шары. Шкура медведя наброшена на проволочный каркас. Наконец, овальный экран с видеопроекциями из теневых иллюстраций художников Владимира Свитальского и Василия Гельмерсена дают представление не только о драме героев, но и о России позапрошлого века.

Корреспондент «Вечерней Москвы» побеседовала с артистами перед премьерой.

— Онегин — умница, который просто не нашел себя в жизни, — говорит Кирилл Зайцев. — Онегин не знает, куда применить свою энергию, куда себя деть. Все ему кажется скучным, и вот в этой скуке, в таком состоянии легкомысленности и праздности очень легко попасть в жизненную ловушку. Сделать ошибки, которые сначала и ошибками-то не кажутся, но потом приводят к трагическим последствиям.

— Как возникла идея симбиоза поэзии и оперы?

— Эта идея с Пушкиным и с Чайковским меня давно занимала. Материал очень привлекал. Я хотел такой особый спектакль — особенно после «Лермонтова». Но делать моноспектакль мне почему-то не хотелось. И мы пошли на эксперимент — соединили драму и оперу. Очень рискованно. Некоторые стихи шли на сопротивление, а некоторые были нам вполне понятны. Ведь Пушкин дал всем героям от себя по чуть-чуть. Не зря же современники поэта говорили, что в Татьяне — весь Пушкин. И Онегину он дал свой ум, иронию, умение разбираться в людях. Хотелось бы к этому пониманию немножко приблизиться.

— Как вы готовились к спектаклю?

— Такой объемный материал требовал погружения. И перефразируя Фаину Раневскую, скажу, что полтора года я дышал Пушкиным. Делал ингаляции Пушкиным. Любое свободное время посвящал ему. Читал Лотмана, Набокова... Ведь стояла задача приблизиться к легкости Пушкина. К иронии, с которой он говорит. Понимать его отношение к собеседнику. Мы с Машей регулярно встречались, пересекались наездами, я учил стихи...

— А почему был выбран именно Чайковский? Ведь в поэме звучит и фольклор.

— Народных мотивов у нас в спектакле нет, хотя в одном месте звучит рожок, — подключается к беседе Мария Берар. — Но в целом на фольклор мы не опирались. Ведь именно Чайковский дает больше простора для вокала, для музыки.

— У нас в спектакле никакой отсебятины, — добавляет Зайцев. — Только стихи Пушкина и музыка Чайковского. То, что Александр Сергеевич написал, мы имеем радость произносить. Хотя, конечно, это не целиком «Евгений Онегин», кое-что перемонтировано. Иначе спектакль шел бы часов пять.

— А сегодня в нашей жизни еще встречаются Онегины?

— Онегины, конечно, встречаются, — задумывается Зайцев. — Но их мало все-таки. Современным языком говоря, это мажоры. Хотя мажоров много, но с мозгами Онегина маловато. Некоторые, например, учились в Гарварде. У них все есть, но они не знают, куда себя применить, им скучно. Простая русская хандра — это сейчас называют депрессией. В Америке Онегину бы прописали антидепрессанты.

— Мне кажется, таких людей, как Онегин и Татьяна, всегда было мало, — добавляет Мария Берар. — И в предыдущие века, и в настоящее время. На то и классика. Они есть и будут, но, скорее, это исключение. Штучные люди.

— Мужчины ценят таких женщин, как Татьяна, — убежден Зайцев. — Не зря же опытный генерал сразу оценил такое сокровище. Ее неподдельность души, ее непосредственность, искренность. Многие пытаются казаться лучше, чем они есть. Татьяна не такая.

— А мне кажется, что такие люди, как Татьяна, как раз одиноки, — не согласна с партнером Мария Берар. — Их не сразу замечают. Онегин тоже опоздал, заметил ее в конце.

— А Сергей Безруков (художественный руководитель Московского Губернского театра — прим. «ВМ») участвовал в постановке, помогал?

— Он смотрел нашу работу, интересовался, — говорит Зайцев. — Кое-что подсказывал, советовал. Например, как должны на сцене «заиграть» те же бильярдные шары. И у нас в спектакле все играет, все со смыслом.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.