Время подготовиться к Великому посту
Важно преодолеть путь поста с правильным настроем: чтобы он действительно послужил во благо, а не пошатнул духовное и физическое состояние человека. Некоторые верующие люди испытывают чувство вины, когда нет сил соблюдать пост во всем его объеме. Они решают: «Несмотря ни на что, будем поститься строго! Пост утончает плоть, обнаруживает греховные «болезни». Ради этого надо терпеть!»
Воздержание от скоромного требует разумного подхода: необходим посильный труд. И все же отдельные мысли людей, особенно требовательных к себе, верны. Пост выявляет истинное состояние души, когда человек ограничивает себя в любых видах увеселений: излишнем сне, вкусной пище, развлечениях. На поверхности оказываются греховные пристрастия, которые долго таились в человеке. Подобно хищникам, они на него набрасываются. Человек вдруг замечает, что в его душе вспыхивают раздражение, зависть, желание больнее задеть другого, сказать ему обидное слово.
После того как человек распознает свои греховные привычки, ему необходимо вступить в бой со страстями, придавить их самовластие. Для этого нужны ограничения в пище и удовольствиях. С этой же целью верующие люди усиливают молитвы, чаще бывают на богослужениях, читают творения святых отцов. Однако, если ограничения в пище будут неумеренными, они могут даже навредить: человек надрывается первую половину поста, а потом отчаивается и вовсе перестает работать над собой.
Как и любое другое упражнение, пост должен соответствовать возможностям человека. Нормы, установленные много веков назад, не всегда в полной мере может применить современный мирянин, живущий в России. Необходимо понимать, что мирской человек принимает устав в том приближении, в котором ему это доступно.
Иногда люди спрашивают: если ограничить себя в чем-то одном, например не есть только мясо, это можно считать постом? Думаю, для начинающих такой вариант допустим. Вспомним слова апостола Павла к коринфянам, что он питал их «молоком, а не твердою пищею», так как полноты учения и жизни они принять были «не в силах» (1 Кор. 3:2). По мере возрастания в вере стоит поститься строже, чтобы ограничения в лакомствах были более ощутимыми.
Пост зависит не только от пищи. Для некоторых людей подвигом является отказ на время от любимых развлечений: компьютерных игр, общения в социальных сетях, просмотра фильмов, пустых разговоров. Если человек по состоянию здоровья не может исключить определенные виды пищи, то он вправе избрать посильный подвиг, связанный с воздержанием, воспитанием силы воли. Главное, чтобы усилиями человека руководило не желание любоваться собственной выдержкой, а стремление потрудиться ради Христа.
Если правильно подходить к посту, то его надо согласовывать с духовником: брать благословение на свою меру молитвенного правила и воздержания от скоромной пищи. Пост и молитва — школа подлинной духовной жизни. Эти упражнения не принесут должного результата без послушания.
Могут последовать возражения: «Где же добровольность поста, если его надо согласовывать с духовником и потом «отчитываться» за это?» Священнику все равно, что его прихожанин съел или не съел. Если человек пытается работать над собой, то он обращается к духовнику за помощью. Так с тренером занимаются в спортзале, так к врачу обращается больной.
Зачем в спортзале нужен тренер, если физическое развитие, укрепление организма — абсолютно добровольное дело для человека? Да потому, что он знает, какие виды нагрузок не навредят человеку, пришедшему на занятия впервые. Он может скорректировать упражнение, если видит, что у подопечного что-то пошло не так. Так и духовник — не начальник, отчитывающий за прогулы, а человек, который помогает постящемуся правильно распределить силы.
Само слово «аскетика» буквально переводится с греческого как «упражнение». Духовник здесь выступает именно как духовный тренер, который помогает человеку достичь лучшего результата.
Почему еще может возникнуть чувство вины? Бывают случаи, когда священник до конца не понимает меру человека: тот пытается все соблюсти и не справляется. Но ведь и тренер может сказать крепкому на вид новичку: «Бери гирю весом двадцать четыре килограмма», — а он и десять поднимет с трудом.
Спрашивается: может быть, внимательнее подойти к выбору тренера? Почему, когда дело касается здоровья или физических нагрузок, человек выясняет, к какому стоматологу пойти, а к какому — не ходить, какой тренер хороший, а какой — плохой? Мы щепетильно выбираем и репетитора для своих детей. Пока найдем достойного специалиста, могут быть ошибки, но это не повод бросать поиски. Так и здесь: надо искать разумных духовников, трезво смотрящих на вещи.
Пока священник не знает возможности, состояние здоровья человека, он дает общие рекомендации. Через некоторое время — более конкретные советы, к которым стоит прислушаться. Он уже пообщается с человеком, узнает некоторые его привычки, поймет: здесь он говорит правду и не может понести постовых ограничений, здесь — хитрит. Одно — немощь, другое — лень. Этим и мотивируется необходимость иметь одного духовника, а не советоваться со многими незнакомыми священниками.
Мера поста, которая подойдет конкретному человеку, год от года может корректироваться. Сегодня он здоров, имеет хорошие условия жизни, а через год некоторые обстоятельства могут резко измениться. Например, усилилась нагрузка на работе и другое.
Именно поэтому перед каждым постом стоит обсуждать свои возможности с духовником. Тогда человеку в большей степени удастся очистить душу от греховных завалов и не испытывать ложного чувства вины. Помогут в этом послушание, молитва самого человека и его духовника, посильное понуждение себя к постовым подвигам.