Когда меньшинство диктует свою волю
Подобные революции были во многих странах бывшего СССР: на Украине, в Грузии, Армении, Киргизии. И ни в одной из этих стран после «оранжевых революций» лучше жить не стали. Везде за переворотами следовал экономический спад, а то и серьезный, как на Украине, кризис. Везде продолжающееся бурление в обществе. До сих пор успокоиться не могут.
Почему так? Все просто: новые люди, которые пришли к власти, не отражали чаяния своих народов. Они не особо-то заботились об интересах большинства граждан, зато очень часто действовали в пользу других государств, например США. Ровно поэтому смена власти и не приводила к общественному согласию: ведь новых правителей, по сути, народ-то не выбирал, «престол» они захватили силой. Представляли эти люди не большинство, а активное меньшинство. И вот эта крохотная доля навязывает всем остальным собственные правила игры. Конечно, ничего хорошего из этой ситуации выйти не может.
Скажу больше: «оранжевый» период был и в российской истории — в 1993 году. Только это была «оранжевая контрреволюция», которую осуществил Борис Ельцин. Он тоже вышел за рамки правового поля, расстреляв из танков здание парламента. Неудивительно, что мира, процветания и общественного согласия эта «спецоперация» не принесла. Все 1990-е страну штормило. Понадобилось несколько выборов (и парламентских, и президентских), чтобы российское общество пришло к какому-то консенсусу. И мы достигли его только в середине 2000-х годов.
Почему так? А потому что за пределы правового поля очень легко выйти, зато потом крайне сложно туда вернуться. Я уверен, что рано или поздно в соседних странах общественное согласие тоже будет достигнуто, но на это уйдет много времени. Возможно, десятки лет.
Ну вот «снесли» на Украине «плохого» Януковича, но жить лучше не стали. Нормального правового государства так и не сложилось. И вот уже Зеленскому пытаются объявить импичмент! Украинцам просто не до экономики: как начали президентов свергать, так и остановиться не могут. Это болезнь роста. Через нее, думаю, всем молодым государствам придется пройти. Пока наконец не будет достигнуто понимание того, что смена власти должна происходить через всенародные выборы, а не путем майданов и разного рода спецопераций.