Люди любят деньги, а деньги — тишину

Финансы
Свежий опрос, проведенный крупным порталом по поиску работы, выяснил, что некоторые из нас скрывают свои доходы. Не от налоговой инспекции, слава богу. Но от родных и близких, что тоже любопытно.

Только 51 процент опрошенных признались, что ставят в известность супругов о размере своей зарплаты. И только 41 процент честно отчитываются об уровне своих доходов родителям. Причем около 20 процентов не сообщают о своем достатке вообще никому. Все СМИ написали об этом факте, вынеся эту пятую часть скрытных людей в заголовки. Мол, надо же, давайте возмущаться!

А мне кажется, ничего возмутительного нет. Люди следуют старинному советскому правилу хорошего тона: о доходах — ни слова. Персонажи фильма «Старый Новый год» (1980), которые рефлексируют по поводу своих материальных достижений, вызывают у нас много симпатии и сочувствия, но быть похожими на них не хочется. Особенно мне понятна скрытность москвичей. По разным данным, средняя зарплата в Москве сегодня составляет более 95 тысяч рублей. А медианный уровень доходов на душу населения (более точный показатель, который вычисляется по специальной формуле) изрядно ниже — 55 тысяч.

Поэтому у нас, жителей столицы, довольно хрупкая самооценка. Чувствительная, как у подростков. Непонятно, с кем себя ассоциировать: то ли со скромным «медианным» москвичом, то ли со «средним» богатеньким Буратино, которого ненавидит вся Россия. Чтобы еще сильней не травмироваться, мы предпочитаем помалкивать. Особенно за пределами МКАД. Москвич, откровенно сообщающий о размерах своего жалованья миру, ступает на довольно зыбкую почву. Если доход больше похож на медианный, то это как расписаться в своей несостоятельности. Но еще хуже, если зарплата ближе к средней. Тотчас набегут просители: «Одолжи до получки!». И отказать неловко, чтобы не прослыть эгоистом.

Фото: moscow-live

У нас на подкорке записан базовый национальный сюжет: на людей, которым свой достаток скрыть по каким-то причинам не удается, обрушиваются огромные несчастья. Вспомним хотя бы семью Мухаметзяновых, выигравших в 2001 году миллион долларов в лотерею. Они, конечно, успели купить автомобиль и квартиру, но дальнейшее купание в роскоши обернулось погибелью: набежали друзья и родственники — и коллективно помогли счастливчикам прокутить весь миллион до цента. Поэтому очень понятна «стилистика бастионов», в которой оформляют свои жилища супербогатые люди. Главное в архитектурном ансамбле — забор в три этажа. Таких заборов, как в России, вы не встретите ни в Куршевеле, ни в Монако.

Мне скажут: ну что поделать, такова порочная черта национального характера. Мы всегда были такие скрытные, прятали заначки от жен, мужей, матерей… Нет, друзья, не всегда. Наши предки были гораздо менее закомплексованы. И даже не стеснялись обсуждать свои доходы с посторонними. Вспоминается такой исторический случай. Однажды, получив хороший гонорар, Пушкин пригласил своих приятелей в ресторан — компания веселилась, не стесняясь в средствах. Граф Завадовский, ставший случайным свидетелем кутежа, заметил:

— Однако, Александр Сергеевич, видно, туго набит у вас бумажник!

— Да, ведь я богаче вас, — отвечал поэт, — вам приходится иной раз проживаться и ждать денег из деревень, а у меня доход постоянный с тридцати шести букв русской азбуки.

Как известно, Пушкин очень гордился тем, что стал одним из первых профессиональных, то есть получающих деньги за свой труд литераторов в России. Да и, строго говоря, для психически здорового человека вообще нормально быть открытым и гордиться своей профессией.

По счастью, социологи свидетельствуют, что и мы потихоньку шагаем к этой норме. По опросу того же портала по поиску работы 2013 года, свои доходы склонны были утаивать от близких целых 26 процентов людей. А сегодня, напомню, всего 20.

amp-next-page separator