Пришло время отказаться от понтов
Почему сложилась такая ситуация? Главная причина — снижение доходов населения. Огромное количество людей начинают искать более дешевые товары, особенно если от них люди не в силах отказаться. Курильщики, например, не могут не курить. А сигареты дорожают. Что делать? Люди ищут сигареты, ввезенные контрабандой из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и других ближайших стран. Или, например, взять многодетные семьи. Им нужно одевать-обувать детей. Позволить себе настоящие брендовые вещи абсолютное большинство из них просто не могут. Поэтому они приезжают на понятно какие рынки и ярмарки и закупаются там. И им абсолютно без разницы, где сделаны вещи. Главное — приемлемая цена и хоть сколько-нибудь приемлемое качество.
Второй важный момент: большинство дешевой одежды, обуви и аксессуаров имитирует брендовые. Человек хочет купить что-то недорогое, и ему почти всегда достается подделка, хотя он к этому и не стремился. Он готов взять любой недорогой ноунейм, но его крайне трудно встретить! Почему? А потому что логотип известного бренда увеличивает вероятность покупки товара.
Третье: мы часто покупаем контрафакт, сами того не ведая. Если, например, обратиться в монобрендовый магазин, то там почти наверняка вещи настоящие. А вот в мультибрендовом бутике или крупном магазине можно нарваться на что угодно. Подделок там очень много, потому что продавать их куда выгоднее.
В целом, я думаю, чем дольше будет затягиваться ситуация со снижением доходов, тем спокойнее будет наше отношение к подделкам. В «тучные» 2000-е и начале 2010-х, когда цены на нефть были высокие, санкций не было и зарплаты росли, мы привыкли покупать брендовые вещи. Хотя на самом деле на них не зарабатывали. Производительность труда в России в 3–4 раза ниже, чем в развитых странах, и дорогие брендовые вещи, строго говоря, — не наша история. Но когда из-за дорогой нефти денег в стране было много, мы пустили их не на развитие производства или, скажем, научного потенциала, а просто проели. А еще у нас сформировались неоправданно дорогие привычки. Например, «ходить в фирме».
Но само время развеяло эту иллюзию. Чем дальше, тем больше мы свыкаемся с мыслью, что не нужно «гнуть понты», покупая новые дорогие иномарки, смартфоны за тысячу долларов, брендовую одежду и путевки в далекие экзотические страны. Да, мы еще можем себе это позволить, но уже с трудом и в ущерб привычному семейному бюджету. Новый тренд — покупка вещей более дешевых, практичных и без крутой бирки. В том числе, к сожалению, и вещей контрафактных — если другие с тем же соотношением «цена-качество» нам не по карману.