/ Фото: Ивандиков Игорь

Время русского Кантоны еще не пришло

Общество
Все, что касается президентских кампаний в остальном мире, для нас сейчас исключительно интересно и поучительно. Вот во Франции перчатку президенту Николя Саркози решил бросить Эрик Кантона, в недавнем прошлом известный футболист, а ныне актер сериалов и рекламы.

О рекламе я упомянул не просто так, поскольку, став героем ролика о доступном жилье, бывший бомбардир «МЮ» сел на этого конька и теперь готов обменять снос трущоб на свое вселение в Елисейский дворец.

Конечно, в таком самовыдвижении больше дерзости, чем реального политического расчета. Ясно, что Кантона не дал себя забыть и после прекращения спортивной карьеры, а сейчас еще и добавит себе очков в споре за внимание не только политических, но и светских хроникеров. Для когото это просто предвыборный анекдот. Но в 80-х аналогичный вызов традиционной политической системе бросил комедиант Калюш (аналог нынешних солистов «Комеди Клаба»). Тогда решивший поспорить за Елисейский дворец актер получил 16% в опросах общественного мнения. Калюш не доиграл до конца, все-таки сняв свою кандидатуру после ярких политических гастролей, но французский истеблишмент напугал изрядно. Профессионалы от политики увидели, что общество настолько жаждало перемен, что готово было в пику до боли знакомым лицам поддержать нарочито абсурдистские лозунги актера.

Конечно, все эти галльские материи от российских реалий далеки. Однако присутствие у нас в предвыборных списках все тех же кандидатов, неистребимых участников практически всех президентских кампаний, волей-неволей наводит на мысль: почему у нас нет кандидатов из числа любимцев публики? Хотя бы ради того, чтобы немного оживить президентскую кампанию. Маргиналы типа Черепкова не в счет.

Конечно, важнейший барьер — сбор двух миллионов подписей. Его не одолеть без каких-нибудь 200 миллионов рублей. И это по самым скромным подсчетам. Но даже если бы на гламурного кумира работали бесплатно армии его поклонников, вряд ли бы он преуспел в современной российской ситуации.

В нашей стране, для которой разговоры о тяжелых временах стали общим историческим местом, в особой чести строго прагматическое голосование, навеянное ощущением политической целесообразности. Зачем отдавать голоса сомнительному кандидату, если они пропадут пропадом. Когда синица в руке куда лучше и надежнее ярко-перого журавля.

Был же у нас кандидат в президенты Юрий Власов, не набравший и процента голосов. А ведь речь шла об особой фигуре, национальной гордости великороссов.

Нет, в парламенте у нас теперь есть боксер Валуев и актер Машков, игравший для Голливуда роли плохих русских. Но прошли они по партийным спискам, как бы добавляя красок общей политической массовке. Говорят, в России не доверяют людям успешным, ярким, на уровне инстинкта подозревая, что их популярность или состояние — плод стечения обстоятельств, а то и просто мошенничества.

Но скорее всего просто мы прошли пору политической романтики, когда в политике в начале 90-х были сплошные актеры с актрисами (Басилашвили, Гундарева, Зайцева, Федосеева-Шукшина и многие другие), и теперь переживаем затянувшийся переходный этап сурового прагматизма.

Но, глядишь, лет эдак через шесть многие взгляды и поменяются. Тем более что к тому моменту спортивные карьеры нескольких наших ярких звезд закатятся за возрастной горизонт. И кто знает…

amp-next-page separator