Евгений Онегин был святым

Общество
Пока прогрессивное человечество, побросав текущие дела, мечется в поисках новых гендерных идентичностей, все сильнее увязая в инвентаризации прошлых обид, позвольте мне внести в общую заварушку небольшое рациональное предложение.

Давайте признаем, что, наглотавшись впопыxах пьянящих ароматов глобальной политкорректности, мы несколько растерялись, где-то промахнулись и нечетко объяснили нынешним поколениям подлинные границы между добром и злом, стыдом и бесстыдством, моралью и рыночной стоимостью.

Мы что-то упустили и где-то недосмотрели. А потому сегодня не успеваем одной рукой смазывать гелем встающие дыбом волосья, а другой — оттаскивать детей и стареньких родителей от телевизорa, где в одних программах раздают интервью выпущенные на волю маньяки, а в других бесконечные жертвы домогательств снабжают публику такими сочными деталями своих страданий, что хоть святых выноси.

Cобственно, o святых. Позвольте мне внести мою скромную лепту в дело восстановления справедливости и реабилитировать одну репутацию посмертно. Но реабилитировать не как теперь принято, оскальпировав усопшего одним разящим каминг-аутом, без свидетелей, а, наоборот, отряхнуть давно ушедшего от негативного восприятия его личности, просто перетолковав всем известные и давно доказанные факты.

Вот вам сенсация: Евгений Онегин был святым. С точки зрения современной морали — безусловно. Какой, развращенный светом и пресыщенный элитной тусовкой, мажор сегодня поедет в деревню, будет сидеть и скучать у постели умирающего дяди, потом зачитываться в тишине и одиночестве лучшими умами эпохи, а затем благородно откажется от предложения тринадцатилетней нимфетки? Да еще и снабдит ее бесплатным советом на всю жизнь: «Учитесь властвовать собою; / Не всякий вас, как я, поймет; / К беде неопытность ведет». И все! Ни поцелуя, ни щипка, ни скромного эксгибиционизма в кустах сирени.

Евгений Онегин / Фото: Картина Елены Самокиш-Судковской «Онегин у себя в кабинете» /1908 год

Только представьте любого сегодняшнего мажора с теми же данными в аналогичной ситуации! А потом сразу метнитесь в мыслях на сорок лет вперед и вообразите Татьяну на телешоу «Сдай своего обидчика». Ужель, та самая Татьянa? А вдруг и Ольгу позовут?! Да ежели б Онегин знал, что его ждет, доживи он при правильном питании до наших дней... На его примере непременно следует формировать молодежь. Как можно скорее. Прямо сейчас.

Для того чтобы поспевать за временем и не упустить подрастающие поколения, вовсе не обязательно прилежно писать тотальные диктанты из текстов авторов, страдающих сквернословием. Гораздо мудрее взять и перетолковать «тоталитарные» репутации героев, реабилитировав достойных и замочив непотребных. В конце концов, перетряхивание ценностей по примеру залежалого белья сегодня в духе эпохи. Чем мы хуже Америки, где, как известно, и классиков не пожалели, а на современниках и вовсе оттоптались революционно, по-гегемонски?

Пока что в очередной раз корректируются школьные программы (под фанфары нескончаемых дискуссий на тему: как нам обустроить новую систему образования, на чей кредит снова переписывать родную историю, в которой опять под вопpосом целая когорта известных персонажей из тех, кто когда-то был всем, после перестройки стал никем, а теперь их снова отряхнули и желают канонизировать?), мне хотелось бы намекнуть почтенной публике, вносить, выносить и перестраивать ничего не надо.

Нужно только чуть почистить старые программы от нанесенной за последние 30 лет мишуры и обсудить с учащимися наших вечных литературных героев в свете сегодняшнего дня с его неоднозначными достижениями безудержных свобод, коими еще не накушался и не обляпался только ленивый.

Потому что если хорошенько разобрать многих вроде бы набивших оскомину, а на самом деле недопонятых и недоученных классических персонажей, то легко заметить, что все то, о чем мы плачемся и чего ищем там, где нас нет, на самом деле давно и прочно у нас перед носом. Как та смоковница, не приносившая плодов, потому что никто толком не ухаживал за нею. Не поливал, не удобрял, не разглядывал. А если все это начать делать быстро, нежно и упорно, даже рядом забытая швабра непременно зацветет.

Начать можно с Онегина, а продолжить прямо по списку, никого не пропуская. Все как на подбор, примеры ультрасовременные, именно для наших дней. Потому и классика, что неисчерпаемая и вечно живая. А мало интересуются ее героями только потому, что о них не снимают сериалов и неинтересно рассказывают в школьных программах: Ленский — положительный герой, Онегин — отрицательный, Ольга — дура, Татьянин муж — молодец.

Да вы только намекните: включить воображение, нагреть погорячее, представить их всех через двадцать лет на телешоу «Пусть погнобят». И домашнее задание: написать показания стареющих сестер Лaриных о домогательствах Онегина, травмировавшего обеих.

Уверена, что у большинства сегодняшних школьников, будущих перспективных домогателей, желание рискнуть даже невинным флиртом с малолеткой пройдет навеки, так и не возникнув. Как говорится, с младых ногтей. Кому особенно повезет, желание флирта и с перезрелой кокеткой тоже может не возникнуть вовсе…

Тогда и границы между добром и злом, стыдом и бесстыдством, моралью и рыночной стоимостью начнут тихо, верно и планомерно восстанавливаться сами собой.

amp-next-page separator