День Аль-Кудс: как решить палестинский вопрос

В мире
В последнюю пятницу Рамадана мусульмане всего мира, особенно палестинцы, празднуют День Аль-Кудс. Он символизирует борьбу палестинского народа за независимость. Россия вместе с США, Евросоюзом и ООН составляют квартет посредников по урегулированию этого вопроса — одного из самых застарелых и сложных конфликтов в мире.

Инициатива празднования Аль-Кудса исходила от покойного духовного лидера Ирана аятоллы Хомейни. В разгар революции имам дал понять всему миру, что раз уж Иран объявил себя Исламской Республикой, то он должен одинаково бороться за права всех единоверцев. Это при том, что шел первый год волнений в Тегеране, и страна испытывала большие экономические сложности. Во главу угла Хомейни поставил идею справедливости и то, что решение палестинского конфликта с учетом ущемленных интересов местных жителей играет ключевую роль для примирения на Ближнем Востоке.

К тому времени регион Левант видоизменился до неузнаваемости. В 1947 году после первой арабо-израильской войны Палестину покинули тысячи беженцев, нашедших пристанище в Сирии, Ливане и Иордании. Далее в 1967 году, с окончанием шестидневной войны, Палестина потеряла большую часть земель и была расколота на две части — Палестинскую автономию, которую еще называют Западный берег реки Иордан, и зажатый в тиски между Египтом и Израилем сектор Газа. После того как Каир и Тель-Авив подписали мирное соглашение в Кемп-Дэвиде (1978 г.), сектор Газа оказался в блокаде, и пребывает в этом состоянии по сей день. Нищета провоцирует радикализм и ставит анклав на грань гуманитарной катастрофы.

К сожалению для палестинцев, их соплеменники из арабских стран так и не смогли добиться для них независимости. Египет и Иордания заключили с Израилем мирное соглашение и, по сути, закрыли глаза на оккупацию палестинских территорий. К слову, Западный берег реки Иордан разделен на три зоны, между которыми стоят чек-пойнты израильских сил безопасности. Тель-Авив строит все новые поселения, ограничивая палестинцев не только в свободе передвижения, но и в доступе к пресной воде. Что до богатых стран Персидского залива — ОАЭ и Саудовской Аравии, — то они уже давно неофициально дружат с Израилем. Достаточно сказать, что безопасность саудовских танкеров, следующих через Красное море в Средиземное, обеспечивают израильские системы ПВО.

Вид на мечеть Аль-Акса в Иерусалиме / Фото: Pixabay

С приходом к власти в США Дональда Трампа участь Палестины стала еще менее завидной. Он, в нарушение международных соглашений, признал Иерусалим полностью израильским, столицей страны, перенес туда американское посольство, уговорив ряд западных стран сделать то же самое. А под конец своего президентства Трамп сподвиг ОАЭ, Бахрейн и Марокко признать государство Израиль. Следующими будут, скорее всего, Саудовская Аравия и Кувейт. Одним словом, арабские страны отвернулись от Палестины.

На этом фоне, быть может, неожиданно для многих, за палестинское дело борются два неарабских мусульманских государства — Иран и Турция. На последней следует остановиться чуть подробнее. Действующая власть в Анкаре — Партия справедливости и развития. По своей идеологии она очень близка к ХАМАС, которая пришла к власти в Газе в 2006 году законным путем. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган постоянно напоминает о необходимости деоккупации палестинских территорий. Когда Трамп в конце 2017 года признал Иерусалим израильской столицей, Эрдоган созвал в Стамбуле срочное заседание Организации исламского сотрудничества (ОИС). Еще ранее, в 2010 году, рискуя жизнями турецких моряков и поставив отношения с Израилем на грань разрыва, он отправил к берегам Газы «Флотилию свободы». А в 2009 году турецкий лидер вступил в публичную перепалку с экс-президентом Израиля Шимоном Пересом на форуме в Давосе из-за того, что его речь (one minute speech) об угнетении палестинцев пытался прервать модератор. Из-за Палестины Эрдоган зарекся никогда больше не ездить в Давос, он до сих пор держит свое обещание. Об оккупации палестинских земель турецкий президент говорит при каждом удобном случае на международных площадках, включая Генассамблею ООН, на одно из заседаний которой он пришел с картой, демонстрирующей уменьшение палестинских территорий в пользу Израиля.

К сожалению, у нас мало знают о Дне Аль-Кудс, хотя палестинская проблема находится в приоритете российских внешнеполитических задач на Ближнем Востоке. Палестина для Москвы важна по ряду причин. Во-первых, Иерусалим — святой город для христиан. Именно там каждый год миллионы православных дожидаются снисхождения благодатного огня. Справедливый статус города, не ограничивающийся исключительно израильской юрисдикцией, поможет защитить права представителей множества конфессий. Во-вторых, в России проживают порядка 30 миллионов мусульман, для которых палестинский вопрос — не пустой звук. В-третьих, Россия как член квартета несет определенную ответственность за регион. Глава МИД РФ Сергей Лавров многократно заявлял о том, что односторонние действия Америки в Леванте неприемлемы: проблема должна решаться на основе принципа двух государств — в интересах как Израиля, так и Палестины.

Наша страна всегда выступала за соблюдение норм международного права. Упразднение Палестинской автономии (к чему, очевидно, ведет политика Израиля, США, а также ряда западных и некоторых арабских стран) может нарушить баланс сил на Ближнем Востоке и ввергнуть регион в очередной нескончаемый хаос. Уверен, что нельзя этого допустить.

amp-next-page separator