«Афган-вариант» — не вариант: как сохранить мир в Центральной Азии

Политика
Директор СВР Сергей Нарышкин назвал проблему, которая может стать для России головной болью. Американцы сейчас пытаются разместить свои выводимые из Афганистана войска в соседних с этой вечно горячей точкой государствах.

Газета Wall Street Journal ранее сообщила, что США хотят разместить свои войска в Узбекистане и Таджикистане. Нарышкин не прямо, но подтвердил эту новость.

— Очевидно, что, принимая решение о выводе войск из Афганистана, правительство США вынашивает намерение разместить часть ресурсов в соседних странах, — сказал глава СВР. — Мы имеем информацию о том, что такие попытки предпринимаются и будут предприниматься. И очень рассчитываем, что не только партнеры, но и союзники по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на такое не пойдут.

У всякой медали две стороны. В афганском случае — обе решки. Военные базы США в южном «подбрюшье» России — зло. Не меньшее зло может принести и атака экстремистов из Афганистана на дружественные нам среднеазиатские страны. Таджикско-афганская граница составляет более 1200 км. Перекрыть ее — сложная задача, даже если учитывать помощь военнослужащих дислоцированной в стране 201-й российской военной базы. А север Афганистана, прежде достаточно мирный, сейчас бурлит, как и вся эта несчастная страна.

Во внутренней войне, которая велась и при тихо сидевших на своих базах американцах, сражаются правительственные войска и отряды движения «Талибан»* (организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003). Сегодня под властью талибов больше территорий, чем под контролем правительства.

Совместные учения стран ОДКБ / Фото: Иван Петров / Вечерняя Москва

Но сейчас и те, и другие все чаще вступают в бои с одинаково опасным для обоих новым врагом — головорезами «Исламского государства»** (ИГ — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014). Выживший под бомбардировками российской авиации интернациональный сброд просочился из Сирии в Афганистан. Экстремисты вербуют в свои ряды местное население, и сейчас в их бандах уже более десяти тысяч боевиков.

Большинство терактов в Кабуле и провинциях — дело рук этих отморозков, чьей главной целью по-прежнему остается идея построить свой безумный «всемирный халифат». Если ИГ** сметет слабое афганское правительство, а затем подомнет под себя или вступит в союз с талибами, то следующим шагом станет «освобождение мусульман» в постсоветских государствах Центральной Азии. Это прямая и непосредственная угроза России.

В конце апреля для участия в заседании ОДКБ в Таджикистан летал наш министр обороны Сергей Шойгу. На прошлой неделе Душанбе посетил Сергей Лавров. На встрече глав МИД стран ОДКБ центральным был афганский вопрос. Обсуждалось в том числе создание объединенной региональной системы противовоздушной обороны России и Таджикистана. Еще было сказано, что наша страна готова оказать финансовое содействие в укреплении таджикско-афганской границы. В ходе контактов с таджикской стороной Сергей Лавров обсудил намеченный на сентябрь официальный визит в Душанбе президента России Владимира Путина.

В лексиконе воевавших за Гиндукушем советских солдат прочно закрепилось словечко «афган-вариант». Означает полную непредсказуемость грядущих событий. Поэтому лучше сейчас «перебдеть», чем однажды увидеть у наших границ орду вооруженных фанатиков.

*«Движение Талибан» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003.

**«Исламское государство»* — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

amp-next-page separator