Руки прочь от наших символов
Едва ли можно не согласиться с Шойгу. И можно привести немало исторических примеров, подкрепляющих его слова. Римская империя, Византия, огромная держава Чингизидов и другие гордые и могучие царства древности пали не в последнюю очередь благодаря множеству внутренних разладов. Сказано в Евангелии от Матфея: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Подобные мысли можно найти не только у христианских авторов.
Но какое разложение имеет в виду министр? Является ли разложением попытки некоторой части политического истеблишмента качнуть лодку? А говорит ли о «разложении» поддержка частью молодежи разных сомнительных деятелей? В какой-то мере, наверное. И без влияния зарубежных центров в Варшаве, Риге, Таллине, что тоже отметил министр, тут не обходится. Существование таких центров наши зарубежные «партнеры» особенно и не скрывают.
Но только ли в западных голосах все дело? Разве чиновники, заявляющие, что нас, то есть граждан, «никто не просил рожать», или что мы «выглядим как быдло» в немодной одежде, не способствуют разложению? Ставропольский начальник ГИБДД, построивший себе дом с золотым унитазом, не разлагает общество? Не создает ли благоприятнейшую почву для этого коррупция? О каком именно разложении идет речь министр не уточнил, но, поскольку возглавляемое им ведомство привыкло смотреть на вещи стратегически, хочется верить, что Шойгу имел в виду все грани этого процесса и его нюансы.
Что касается символов, то тут все бесспорно. Алтари Отечетва тяжко видеть поругаемыми. В США, стране, которую многие считают лидером современного «свободного мира», с огромным пиететом относятся к национальному флагу. Собственники частных домовладений вывешивают его без всякой команды на своих жилищах в дни национальных праздников или в знак солидарности в годину тяжелых испытаний, как было, например, 11 сентября.
Там звездно-полосатое полотнище отнюдь не просто разукрашенный «кусок материи». За ненадлежащее с ним обращение можно сильно пострадать. Не менее дороги сердцу американцев и статуя Свободы, и монумент Вашингтону, и Капитолий. Даже во время недавних массовых волнений в США никто не помыслил призывать сносить эти символы. Вероятно, это признак зрелой гражданственности. Высказываение министра поощряет в нас те же чувства — уважение к предкам и своей истории. Насколько это важно — доказывает время.