Право на реабилитацию
Не счесть государственных программ, которые призваны поднять уровень здравоохранения. Но все, как правило, крутится вокруг одного и того же: привлечения и закрепления врачей на местах, повышения им зарплаты, обеспечения больниц и поликлиник современным оборудованием. Что-то получилось, чего-то до сих пор сделать не удается. А вот озабоченность качеством медицинской реабилитации проявлена впервые.
Сегодня это едва ли не самое слабое звено нашей медицины. Достаточно сказать, что сама специальность реабилитолога официально признана лишь в прошлом году. Традиционно считалось, что задача врачей — назначить терапию, выполнить операцию, наложить гипс на сломанную ногу.
Пролечили — дело сделано, можно выписывать домой. А восстанавливаться больному приходится чаще всего самому. Хотя право граждан на медицинскую реабилитацию закреплено законодательно, наряду с правом на лечение.
Есть целый ряд часто встречающихся заболеваний, требующих активного восстановления утраченных функций. Например, инсульт. Только в Москве ежегодно регистрируется порядка 35 тысяч случаев, в России — больше 450 тысяч.
Благодаря созданию в столице специализированной «инсультной сети» смертность удалось снизить. Но катастрофа в головном мозге не проходит бесследно. У 70 процентов перенесших инсульт остаются нарушения движения и речи, страдает память, появляются психические расстройства. Человеку нужно помочь заново обрести способность ходить и говорить. Чтобы он жил полноценной жизнью, а не просто существовал.
Реабилитация необходима и больным с переломами, с пораженными суставами и позвоночником, потому что за время бездействия мышцы неизбежно атрофируются. Детям, родившимся с церебральным параличом, требуются регулярные курсы восстановительного лечения. Делает первые шаги онкологическая реабилитация — долгое время считалось, что массаж и физиотерапия больным противопоказаны. Но теперь точка зрения изменилась.
Всего, по оценкам специалистов, в такой специализированной помощи нуждаются 20 миллионов россиян. И нужны им не традиционные санатории, не просто свежий воздух, бассейн, лечебная физкультура, массаж и физиотерапия (так до сих пор многие представляют себе медицинскую реабилитацию), а индивидуальная программа интенсивных (до 4–6 часов в день) занятий на современных, очень дорогих аппаратах. Но реабилитационных центров и отделений не хватает, их пропускная способность ограничена, а оснащенность оставляет желать много лучшего.
Эту сферу государство фактически отдало частникам. И те пытаются занять пустующую нишу: открылись действительно качественные реабилитационные центры. Но проблему доступности услуг это не решило. Во-первых, они чрезвычайно дороги: сутки пребывания стоят 10–20 тысяч рублей.
Во-вторых, центры эти сосредоточены в основном в Московском регионе, в глубинке их почти нет.
Столица не экономит на здоровье своих жителей. Москвичи имеют возможность получать медицинскую реабилитацию за счет бюджета — как в государственных центрах, так и в частных, с которыми город заключает договоры. Но потребности все равно пока полностью не удовлетворены. А по стране в целом картина совсем печальная. Между тем реабилитация — неотъемлемая часть современной медицины, она не может быть ни эксклюзивной услугой для обеспеченных пациентов, ни факультативным, необязательным дополнением к «основному» лечению. Будем надеяться, что эту застарелую проблему наконец-то удастся решить.