Хамство, замаскированное под «ха-ха»
Мы всегда думали — Дмитрий Михайлович понимает этот свой изъян с анекдотами. Знает, что шутит несмешно. Но оказалось, что все не так: он считает себя блистательным рассказчиком! Несколько раз Михалыч говорил открытым текстом про свое умение рассказать так, что все будут «валяться».
Снисходительно Михалыч говорит подслушанное у классиков, что «человек должен или обладать чувством юмора, или обладать чувством, что юмор ему недоступен». Подразумевая, что уж он-то, Дмитрий Михайлович, великий юморист. Кстати, очень мало кто из людей вообще способен воспринять тот факт, что шутить он не умеет. По соцопросам — 95 процентов людей считают, что они обладают отменным чувством юмора! Хотя юмор юмору рознь.
Оборжать и унизить ближнего — это вовсе не чувство юмора, а обычное хамство, замаскированное под «ха-ха». Бесконечный повтор дурацких шуток из телевизора тоже к чувству юмора никакого отношения не имеет. Так же, как бесконечные сериалы, где в «нужных местах» включают закадровый смех — та самая «лопата».
Чувство юмора у нас всегда связывают с айкью: чем выше интеллект и лучше образование, тем, значит, утонченнее шутки. Но это тоже не так. Все же умение обыграть момент, вставить вовремя острое словцо, разрядить напряженную обстановку одной фразой — это какое-то врожденное чувство, так же редко встречающееся, как подлинный талант. Некоторые даже молчать смешно умеют.
Только встречается такое врожденное остроумие чрезвычайно редко — и человек-шутник от Бога, конечно, всегда безумно привлекателен. Отсутствие чувства юмора, кстати, тоже не патология. Более того, тот, кто не умеет шутить сам и не выкупает чужих шуток, вовсе не обязательно глупец. У «нешутников» — инженеро
в, спортсменов — хорошо развито правое полушарие мозга, и они, например, прекрасно ориентируются в пространстве.
Нет ничего хуже вымученных шуток-заготовок, когда человек хочет произвести впечатление заядлого юмориста.
Хотя нет — есть сюжет и похуже, обидный и злой «юмор», направленный на то, чтобы обидеть, задеть того, кто рядом. Особенно шутки, касающиеся внешности; особенно шутки унизительные, когда муж за общим столом грубо высмеивает жену, и она, для вида посмеявшись, уходит потом в ванную — поправить потекшую от слез косметику… Жены, пушки заряжены, тоже не отстают — жалят, как осы. Никому от такого юмора не смешно. Да и не юмор это вовсе, а обычная манипуляция и самоутверждение за счет другого.
Так почему все мы считаем себя обладателями какого-то уникального умения шутить? Очень редко встретишь человека, который признает: анекдоты не люблю, шуток не понимаю, не смотрю КВН. И «Камеди Клаб» не люблю. «Аншлаг» тем более.
Адекватно оценить себя и свое наличие или отсутствие чувства юмора — это тоже, кстати, талант. Может быть, столь тонкая материя, как смешное, позволяет нам проще ориентироваться на предмет «свой — чужой». Ибо ничто так не объединяет, как совместный смех. И если тебе «не о чем смеяться» с человеком, то не получится ни любить его, ни дружить с ним.