Кому нужна долгая молитва перед причастием?
Как-то в одном храме девушка, подойдя к священнику, пожаловалась: «Мне тяжело читать перед причастием все положенные молитвы. Для меня это каторга. Можете дать какие-нибудь рекомендации?» — «Молись Богу столько, сколько сможешь держать внимание», — ответил он. — «А если это только одна минута? Потом меня одолевают рассеяние и тяжесть». — «Хорошо, — согласился священник, — пусть будет только минута подготовки. Главное, что у тебя есть желание причаститься. Господь тебя примет такой, какая ты есть».
Но если следовать этой логике, то и Литургию можно свести до Евхаристического канона, ведь на Литургии человек тоже рассеивается.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) тоже говорил о том, что правило нужно подбирать по силам. Для новичка будет чрезмерно трудным, например, каждый день часами стоять на молитве. Но сокращать Правило к Причащению до нескольких минут — это другая крайность.
Все-таки перед принятием Тела и Крови Христовых надо отстраниться от суеты и развлечений, настроиться на встречу с Господом, а нередко и преодолеть искушения, чтобы исполнить свое благое намерение. Как тут не просить о помощи Бога и Его святых?
Конечно, в молитве нужно внимание, но ведь оно нарабатывается постоянным упражнением, практикой. Тот же святитель Игнатий говорит, что в деле молитвы обязательно должен присутствовать труд. Это значит, что, если человеку легко помолиться пять минут, то он должен продолжать молитву еще хотя бы пару минут, потом больше. Если привык молиться десять минут — надо понудить себя помолиться пятнадцать, двадцать. Этот труд не должен быть чрезмерным, иначе человек надорвется и оставит подвиг, нужны регулярные и стабильные усилия, вырабатывающие навык сопротивления лености и унынию.
Один мой знакомый несколько лет назад решил приучить себя ходить по субботам на вечернее богослужение. При всем его желании, как только он понимал, что пора идти в храм на два с лишним часа, у него пропадала вся решимость. Он долго не мог преодолеть этот внутренний барьер и откладывал посещение службы еще на неделю. Но однажды он решился прийти в храм на полиелей, это минут на 20, а в следующую субботу прибавил еще немного времени, потом стоял до конца канона (минут 45). «Пообвыкну, прибавлю еще минут двадцать», — мыслил он. Это решение оказалось для него выполнимым.
Так, постепенно он приучил себя к вечернему богослужению. Теперь, если он бывает вынужден пропустить службу, то, по его словам, чувствует в душе такой дискомфорт, словно «от поезда отстал». Постепенным наращиванием молитвенного труда он укрепил свою душу. А ведь мог бы сказать: «Для меня стоять службу — каторга. Это не мое».
Так и в подготовке к причастию надо искать способы подготовиться по совести, а не потакать своей слабости. Если все правило к Святому Причащению читать совсем не по силам, то можно продумать, как это сделать без перенапряжения и выгорания, например, разделить его на части.
Понятно, что современному человеку все труднее сосредоточенно читать. Сказывается переизбыток информации и привычка воспринимать ее в визуальном, а не в текстовом формате. Раньше люди имели навык вдумчивого чтения больших текстов. У них не вызывало затруднений обсудить содержание прочитанной книги, объемной газетной или журнальной статьи. Сейчас же, глядя в экран, человек преимущественно настроен на эмоциональное восприятие, а после прочтения нескольких абзацев он уже чувствует усталость и оставляет текст недочитанным.
Так что неудивительно, что на три канона и последование к Причастию кто-то смотрит со страхом: как столько осилить?! Поэтому можно пойти на некое снисхождение, но разумное, конечно. Например, можно не оставлять чтение всего правила на один вечер. Прочесть каноны можно в течение дня, а чтение последования ко Причащению разделить на части: вечером накануне прочитать три псалма и канон (до Трисвятое по Отче наш…), а остальную часть — утром до Литургии. Это выполнимо даже для немощных духовно или телесно.
Думаю, что существующее правило для готовящихся к Причащению вполне по силам современному человеку, и надо стараться держать его, переходя от незначительных послаблений к исполнению его в полной мере. Если причаститься крайне важно, но возникают непреодолимые препятствия, например, в случае болезни, можно прочесть столько, сколько позволили обстоятельства, и сказать об этом священнику на исповеди. Он вправе в исключительном случае допустить к Чаше и при неполной подготовке. А может посоветовать подготовиться усерднее и прийти в другой раз. Только не стоит менять приходы в поисках священника, который всегда скажет: «Неважно, сколько ты готовился. Главное, что ты пришел и хочешь причаститься. Иди. Благословляю».
Подготовка к приобщению Святых Христовых Таин должна быть посильным, но все же подвигом, ибо Царство Небесное с трудом дается входящим в него (ср. Лк. 16:16). Значит, собираясь причаститься, человеку необходимо приложить определенное усилие, свидетельствующее, что для него важно и желанно соединение с Господом.