Россия полетит на Марс без Европы
Это подтверждает наблюдение из других областей о том, что самой пострадавшей стороной в санкционной войне Запада является потерявшая самостоятельность и здравый смысл Европа. Международная космическая станция продолжает использовать российские «Союзы» и «Прогрессы» для доставки на орбиту американских астронавтов и необходимых для жизнеобеспечения экипажей грузов. Уже после начала СВО из космоса на безотказном «Союзе» вернулся астронавт Марк Ванде Хай, за полет которого НАСА заплатило в рублях. Мистер Хай имеет звание подполковника и является членом Совета ветеранов зарубежных войн армии США, поскольку целый год мужественно воевал в Ираке. И ничего, слетал в космос туда-обратно на российской технике.
Поистине Европа хочет быть святее папы римского. Германия отключила свой совсем свеженький рентгеновский телескоп на российском аппарате «Спектр РГ», который был запущен всего в 2019 году. Но на спутнике остался второй российский телескоп, который работает исправно и собирает астрофизическую информацию со всей Вселенной. Кого наказали впавшие в раж русофобии немецкие политики, кроме родимых немецких ученых, непонятно.
Европейское космическое агентство совместно с Россией разработало еще более амбициозный проект «ЭкзоМарс». Для каждого грамотного человека ясно, что нет в небе более интересного объекта, чем наш ближайший сосед Марс. Проект «ЭкзоМарс» состоит из двух частей. В 2016 году с Байконура на российском «Протоне» в космос ушел аппарат «Трейс Гас Орбитер», который стал спутником Марса, но, к сожалению, мягкая посадка аппарата «Скиапарелли» на поверхность не удалась. Ничего удивительного, Марс давно стал кладбищем земных кораблей, которые регулярно терпят аварии в его окрестностях.
Вторая часть совместного проекта предполагала запуск в конце нынешнего 2022 года второго аппарата, который должен был доставить на Марс автономный марсоход. Россия в этой части отвечает не только за ракеты, но также за посадочную платформу и за наземный комплекс для приема и обработки информации.
Преисполнившись политического негодования, ЕКА скоропалительно объявило об отказе от второй части проекта и вышло еще и из совместных миссий по исследованию Луны, где солировала Россия. А потом ЕКА, спохватившись, поправилось, что нужны, дескать, консультации и не исключена реанимация программы. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин не спешит распахнуть объятия: «Европейская баба с воза — русской кобыле легче».
Вряд ли ЕКА, которое не имеет собственной политической субъектности, вернется в проект. Зачем наука, если речь о спасении демократии?! Что касается России, то она имеет все возможности, пусть в усеченном виде, без марсохода, выполнить программу исследований Марса.
Многие российские специалисты считают, что России по техническим возможностям вполне по силам самостоятельно реализовать пилотируемый полет на Марс. Без партнерства унижающей себя Европы, которая обрекла себя на роль подпевалы и ставит под угрозу совместные проекты.
Кстати, откуда у спускаемого аппарата странное название? Неужели его назвали в честь модельера Эльзы Скиапарелли? Никакого отношения к Марсу она не имела, в отличие от ее дяди Джованни Скиапарелли, который некоторое время работал в Пулковской обсерватории. Именно он первым разглядел каналы на Марсе, что в конце XIX века — начале XX века вызвало бум всеобщего интереса к планете, когда никто не сомневался в присутствии на ней разумной жизни и все жаждали встречи с марсианами. Но мир таков, что модельера помнят больше, чем астронома…