Зачем России талибы*: афганские власти могут стать надежными партнерами РФ
Президент России Владимир Путин заявил, что нашей стране нужно выстраивать отношения с талибами*. «Это же люди, которые контролируют страну, они являются властью сегодня в Афганистане. Надо исходить из реалий и соответствующим образом выстраивать отношения», — заявил глава государства. Подробнее о том, как афганские власти могут стать надежными партнерами РФ — в материале «Вечерней Москвы».
СССР тоже не сразу признали
Кандидат исторических наук преподаватель МГУ Виктор Трефилов, обращаясь к историческим примерам, пояснил, что сложившаяся ситуация не нова, ее можно назвать банальной.
— С 1917 года в России правили большевики. И сначала их власть тоже никто не признавал законной. Первым государством, которое установило дипломатические отношения с РСФСР, стала Эстония. Но это произошло лишь в феврале 1920 года, — пояснил эксперт.
В 1923 году СССР установил дипломатические отношения с Германией, Ираном, Монголией, Польшей, Турцией и Финляндией. В 1933-м — с Испанией и США, а в 1934 году СССР приняли в Лигу Наций. Что интересно, позже всех Советский Союз признала ныне несуществующая Югославия — 24 июня 1940 года. Ждала больше 20 лет!
— С молодыми государствами так часто бывает. Сначала правительства разных стран смотрят, реально ли власть руководит страной. Не шатается ли она? Можно ли с ней о чем-то договариваться? — пояснил историк.
Политолог Григорий Савельев добавляет:
— В международном праве есть понятие «эффективный контроль территории». Если, например, Международный Красный Крест решит посетить Донецк, то у кого он будет спрашивать разрешения? Большинство стран, да наверняка и руководство Красного Креста, считают, что это Украина. Но никому и в голову не придет договариваться о визите с Киевом. Будут договариваться с Москвой, потому что Донецк контролирует она. Вот и запрещенные талибы* реально контролируют Афганистан. Вы можете их не любить, считать экстремистами, запрещать в России, но договариваться по любым касающимся Афганистана вопросам будете с ними. Законно они пришли к власти, незаконно — какая разница? После майдана на Украине тоже была незаконная, неконституционная, власть. И что? Мы тоже с ней договаривались — другой-то не было.
Минус опиумный мак
— Афганистан — ключевая страна в Центральной Азии, от которой многие века для соседей исходила опасность, — пояснил замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Но сейчас этой опасности мы не видим. Да, Афганистан живет по своим, экзотичным для нас законам. Но он не пытается их «экспортировать» в соседние страны — чего все боялись. Не зря, например, Казахстан в прошлом году исключил «Талибан»* из списка запрещенных организаций. Ведь если люди, объявленные террористами и экстремистами, уже не совершают терактов и экстремистских действий, то почему их считать таковыми? Второй важный, по мнению эксперта, момент, талибы* борются с одной из главных проблем, которые многие годы создавал Афганистан для соседей, — производством наркотиков.
Лидер талибов* Хайбатулла Ахундзада заявил:
— Все жители страны извещены о том, что после даты издания этого указа возделывание мака на всей территории страны категорически запрещается и его не пытаются сажать. Если кто-то нарушит Божий закон, урожай будет уничтожен, а с преступником будут обращаться в соответствии с законом шариата.
Кроме того, Ахундзада запретил «использование, транспортировку, торговлю, экспорт и импорт всех видов наркотиков, а также содержащих наркотические вещества таблеток и алкоголя». Запрет, похоже, действует. Управление ООН по наркотикам и преступности в своем последнем отчете сообщает: «Выращивание опийного мака в Афганистане, по оценкам, упало на 95 процентов после запрета, введенного фактическими властями в апреле 2022 года». Отмечается, что площадь выращивания опийного мака в Афганистане уменьшилась с 233 тысяч гектаров до 10 тысяч гектаров в 2023 году. Как следствие, объемы производимого в Афганистане опиума снизились с шести тысяч тонн в 2022 году до 333 тонн в 2023 году.
В отчете подчеркивается, что практически полная ликвидация «опиумного сектора» скажется на всей экономике Афганистана с учетом того, что до 2023 года экспорт опиумных продуктов зачастую приносил больше выручки Афганистану, чем весь законный экспорт страны.
— Сейчас перед властями Афганистана стоит серьезный вызов: переориентирование экономики. Ведь страна, по большому счету, жила во многом за счет экспорта мака. Но тот факт, что власти взялись проблему решать и, больше того, пока решают ее эффективно, не может не радовать, — пояснил Владимир Жарихин.
Надо отдать афганским властям должное, они пытаются в строгом соответствии с Кораном выстроить даже экономику. В Коране сказано: «Поистине, Всевышний Аллах проклял «хамр», того, кто употребляет его, кто угощает им, кто продает, кто покупает, кто изготовляет, кто переносит, и того, кому его приносят!». Шариатское значение слова «хамр» — «опьяняющий», «дурманящий», «притупляющий и помутняющий разум». Наркотики под это определение подходят. В мае, кстати, афганские власти подавили восстание фермеров в провинции Бадахшан. Двое протестующих были убиты.
Высокопоставленный офицер ВС Афганистана Кари Фасихуддин — уроженец Бадахшана, приехавший урегулировать ситуацию, заявил:
— Мы будем вынуждены развернуть дополнительные вооруженные силы для подавления беспорядков, если они продолжатся. И мы решительно искореним выращивание мака в Афганистане во что бы то ни стало!
Сдерживают настоящих террористов
Григорий Савельев считает, что «Талибан»* поможет нам в борьбе с настоящими террористами и экстремистами — движением ИГИЛ**.
— Между двумя этими движениями уже много лет идет война, — пояснил эксперт. — Дело в том, что запрещенный ИГИЛ** хочет расширения сферы влияния, рассматривает Афганистан как одну из своих вотчин и называет его «Вилаят Хорасан». Власти Афганистана хотят полной суверенности и не стремятся стать частью виртуального исламского государства. Зачем оно им нужно, если у них своя реальная страна и не менее реальная власть? Террористы «Вилаят Хорасан» то и дело устраивают на территории Афганистана теракты.
Особенно часто — после перехода власти к талибам* в 2021 году. Среди террористов «Вилаят Хорасан» много бывших сотрудников безопасности страны, полицейских и военных, которые поддерживали американских оккупантов и теперь находятся в розыске как предатели.
— По сути, это борьба между Сталиным и троцкистами, — считает Григорий Савельев. — Троцкий, я напомню, хотел мировой революции, как сейчас «мировой исламской революции» хотят радикалы ИГИЛ**. А Сталин говорил — нет: будем строить коммунизм в отдельно взятой стране. Афганские власти идут по пути Сталина. Да, они исламисты, но без революционного пафоса: мол, всех несогласных убьем во всем мире. Нет, они рациональны. Примерно как иранцы, которые, кстати, помогали и помогают нам в борьбе против исламских радикалов в Сирии.
Представитель российского МИД Замир Кабулов пояснил: — Я не могу сказать, что талибы* стали нашими друзьями номер один, но однозначно они не враги. Они относятся с доверием к России, воспринимая ее как правопреемницу СССР.
По словам Кабулова, афганское движение состоит из бывших моджахедов, воевавших против Советской армии и режима, который поддерживали Советы. Дипломат заявил, что, повоевав после этого с другими иностранными войсками, они самостоятельно пришли к выводу, что СССР не только воевал в Афганистане, но и строил. И что у СССР не было захватнических целей. Красноречивый факт: МИД Афганистана решительным образом осудил теракт в «Крокус Сити Холле».
«МИД Исламского Эмирата Афганистана решительным образом осуждает недавнюю террористическую атаку в Москве, Россия, ответственность за которую взяла ДАИШ**, и считает ее вопиющим нарушением всех человеческих норм», — сказано в сообщении министерства в соцсети Х.
Водный вопрос
По мнению ряда экспертов, «реабилитация» нынешних афганских властей может быть связана с новой ролью России в Центральной Азии.
Наша страна может стать посредником и арбитром в одном из главных вопросов региона — водном. Дело в том, что Афганистан вернулся к идее строительства 285-километрового канала Куш-Тепа на реке Амударья. Проект — давний, ему около полувека. Если канал будет построен, то Афганистану можно поднять сельское хозяйство и таким образом модернизировать всю экономику страны.
— До сих пор Афганистан был импортером продовольствия. Выращивал опиумный мак, продавал его и закупал продукты, — пояснил Григорий Савельев. — Сейчас, когда мак запрещен, нужно выращивать что-то другое, чтобы прокормить страну и, возможно, даже отправлять что-то на экспорт. Но чтобы поднять сельское хозяйство, нужна мелиорация, нужно много воды. Вот афганские власти и вернулись к идее строительства канала.
Проблема в том, что если где-то воды прибудет, то где-то убудет. Ученые подсчитали, что при запуске Куш-Тепа Узбекистан и Туркмения, которые тоже используют эту реку, могут потерять около 15 процентов потребляемой воды.
А в перспективе — если сельское хозяйство Афганистана начнет расти — уже половину водозабора из Амударьи.
— Что получается? С одной стороны, Афганистану нужно на что-то жить. Если он не «поднимет» сельское хозяйство, не даст людям работу, еду и средства к существованию, будет социальный взрыв. Причем понятно, в какую сторону — самого радикального ислама, других значимых политических сил в стране нет. Ни странам Центральной Азии, ни России это точно не нужно: не хватало моджахедов с автоматами еще и на своей территории. С другой стороны, тот же Узбекистан — не самое богатое государство. Ладно Туркмения, там всего семь миллионов населения и приличные доходы от продажи газа. А Узбекистан — это 36 миллионов населения и, по сути, один хлопок, который без воды не растет. И как быть? Как сделать так, чтобы и Афганистану, и Узбекистану было хорошо? Нужно как-то договариваться. Россия в этом нелегком деле может быть посредником. Проблема действительно крайне острая. В мае прошлого года случился вооруженный пограничный конфликт Афганистана и Ирана из-за вод реки Гильменд, которая берет начало в горах Гиндукуш к западу от Кабула, но снабжает водой не только афганские, но и часть приграничных иранских территорий.
Еще в прошлом веке афганцы построили на реке плотину, создали водохранилище и ГЭС, в результате до иранских провинций стало доходить куда меньше воды. «Обезвоженные» иранские крестьяне крайне недовольны, что время от времени выливается в стрельбу — оружия у всех хватает.
— Вода в этом регионе — главная валюта. Конфликты из-за нее возникают постоянно, а значит, нужно постоянно заключать и обновлять международные соглашения об использовании водных ресурсов, — пояснил Григорий Савельев. — Очень часто отношения между двумя странами настолько накалены, что для более эффективного взаимодействия им нужен уважаемый посредник. Россия вполне способна им стать. Хотим мы этого или нет, но нам придется усиливать свое присутствие и влияние в этом неспокойном регионе. В противном случае его усилят радикальные исламисты, и нам точно придется плохо. Напомню: с 1992 по 1997 год нам пришлось сдерживать гражданскую войну в Таджикистане, там были наши части, гибли наши люди. Очень не хотелось бы «второй серии» этого конфликта. Поэтому с Афганистаном нужно если не дружить, то взаимодействовать и жить в мире.
* Талибан — организация признана террористической и запрещена в РФ.
** ИГИЛ (ДАИШ) — организация признана террористической и запрещена в РФ.