Открытие памятника российским инструкторам — бойцам группы «Вагнер» — и солдатам Вооруженных сил Центральноафриканской Республики. Военные вместе защищают безопасность граждан страны / Фото: Предоставлено WAGNER Z GROUP / Z ЧВК WAGNER’Z В Telegram

Русские идут: почему РФ резко усилила свое военное присутствие в мире

Политика

В Карибском море прошли учения ВМФ России. У берегов США, в частности, побывали фрегат «Адмирал Горшков» и многоцелевая атомная подлодка «Казань», способная поражать боевые корабли, подводные лодки и наземные объекты противника. Западные СМИ переполошились, а ВМС США окружили зону маневров своим флотом. Между тем Россия усиливает свои контингенты в Сирии и Ливии, открытия российской военной базы просит африканский Нигер. Что происходит?

Появление российских боевых кораблей у берегов США случилось почти сразу после заявления Владимира Путина об асимметричном ответе на поставки ВСУ дальнобойного оружия Запада. В американских СМИ заявили о «новом Карибском кризисе». В соцсетях — паника.

«А можно как-то передать Путину, что мы не виноваты, что это делает наше коррумпированное правительство, а народ Америки не верит всей этой лжи о России и не хочет участвовать в конфликте с ними?» — пишет Stace из Техаса.

«Во что нас втянули политики, чтобы любыми способами удержать Байдена у власти? Я лично считаю, что у Путина прекрасная и безопасная страна по сравнению с тем, во что превратилась Америка», — замечает пользователь Ellen.

«Боже, только не подлодка «Белгород» с ядерным «Посейдоном», — опасается Joe.

«Байден со своими советниками, которые принимают решения, основываясь на докладах аналитических центров, завел нас в самый опасный момент за последние десятилетия», — уверен MSCasey.

«Что ж, это единственное, что понимают США. Они не хотят угроз прямо у своего порога — а ведь это именно то, о чем предупреждала Россия все время диалога с НАТО и Украиной», — пишет в свою очередь Jolyon Hart.

— Речь идет об учениях совместно с ВМС Кубы и Венесуэлы. Решения о подобных маневрах принимаются, как правило, минимум за полгода до их начала, поэтому мы имеем дело не «с ответом Путина», а с продуманной и последовательной военной политикой, — считает военный эксперт, член Лиги военных дипломатов Игорь Забелин. — Венесуэла и Куба — наши партнеры, ну вот мы и проводим с ними учения. Ядерного оружия на наших кораблях нет. При этом всем очевидно, что подобные мероприятия — ответ на действия США. В конце мая, например, они завершили учения НАТО «Защитник-2024». Проверили способность вооруженных сил альянса быстро создать и развернуть группировку войск на наших границах, а потом организовать наступление на Россию и Белоруссию. Ну вот и мы отрабатываем возможность соединить силы России, Кубы и Венесуэлы, чтобы в случае чего противостоять США.

У Голанских высот

Россия на тысячу человек расширила свой контингент в Сирии. По сути, наши военные заменили бойцов ЧВК «Вагнер», перенеся упор с защиты бизнес-интересов коммерческих компаний на борьбу с исламскими радикалами. Впрочем, не только. Вот что сообщает египетское издание NoonPost:

«Российские военные в Сирии развернули дополнительные военные посты вдоль линии разграничения на Голанских высотах, доведя их число до четырнадцати. По данным осведомленных источников, российская военная полиция установила два новых наблюдательных поста в середине апреля. Один в Тель-Машаре, другой — в Тель-эль-Караме в сельской местности провинции Эль-Кунейтра».

Россия, по словам издания, сначала сократила военное присутствие в Сирии из-за конфликта на Украине, чем спровоцировала слухи о том, что Иран решил воспользоваться вакуумом, оставленным русскими в регионе, и направил своих ополченцев на юг Сирии.

«Но Москва быстро начала исправлять ситуацию. Ахмед аль-Кирби (Ahmed Al-Qirbi), исследователь из Центра сирийского диалога, утверждает, что Россия пытается застолбить территорию вблизи Голанских высот, чтобы преградить путь иранцам и показать, что она контролирует всю границу с Сирией. Москва не только защищает Сирию, но и хочет отстоять свои интересы в этой стране, считает аль-Кирби. По его словам, наблюдательные посты служат тому подтверждением».

— Все верно. Сирия — наш форпост на Ближнем Востоке, и мы будем бороться за его сохранение даже с нашим союзником — Ираном. Не говоря уже о США, Израиле, Турции и исламских радикалах, — пояснил Игорь Забелин.

Кстати, президент Сирии Башар Асад — за усиление российских позиций в его стране.

— Если у России есть желание расширить базы или увеличить их количество, то это вопрос технического или логистического характера. Если есть такого рода желание, то мы считаем, что расширение российского присутствия в Сирии — это хорошо, — заявил сирийский лидер.

Нигер ждет «вежливых людей»

Из-за существующих в Нигере многочисленных террористических формирований страна заинтересована в размещении на своей территории базы ВС России. Об этом заявил почетный консул страны в России Аддо Иро.

— Наше государство делает все возможное, чтобы по крайней мере сократить количество террористических атак. Мы заинтересованы в полноценной российской военной базе, мы готовы ее принять,— сказал господин Иро. Он напомнил, что в марте правительство Нигера разорвало соглашение о военном сотрудничестве с США. В апреле в Нигер прибыли 100 российских военных инструкторов. В мае в столице Нигера подняли флаг России, а российские военные спецы зашли на базу США в Нигере.

Также в страну прибыла военная техника из РФ.

— Все серьезно. В российском Минобороны создан так называемый Африканский корпус — новая структура, призванная сотрудничать со странами Африки, — рассказывает Игорь Забелин. — В январе, например, в столицу Буркина-Фасо, город Уагадугу, прибыл российский военный контингент. Его главные задачи — защита населения от террористов, тренировка местных военных, ну и, конечно, охрана президента.

Эксперт напомнил: российские военные уже довольно давно присутствуют в Центральноафриканской Республике. Они охраняют месторождения полезных ископаемых, тренируют местных силовиков и защищают население от разного рода бандитов.

Политолог Григорий Савельев уточнил:

— В нашем военном присутствии в Африке нужно отметить три момента. Первый: мы там уже давно, много лет, но в основном силами ЧВК «Вагнер». И российские военные «вагнеровцев» заменяют. Второе: россияне меняют американцев и французов. Дело в том, что они за те же услуги намного дороже берут, но работу свою выполняют значительно хуже. А иногда, как, например, в случае с Нигером, работают по «афганскому сценарию» — сидят на военной базе и защищают сами себя. Третье: африканцам проще с русскими работать. У нас, в отличие от европейцев и американцев, нет «комплекса белого господина»: когда мы пришли и всем объясняем, что делать, да потом еще и деньги за это требуем. Русские воспринимаются как партнеры, а не как бывшие надсмотрщики на плантации, где ты еще недавно сам вкалывал. Ну и, надо понимать, часть африканских лидеров в СССР учились.

Ливийская карта

Россия все активнее проявляет себя и в Северной Африке. Замминистра обороны России Юнус-Бек Евкуров уже не раз встречался с генералом Халифе Хафтаром, чьи подразделения управляют Восточной Ливией. Сейчас, если верить американскому изданию Defense News и ливийскому новостному порталу Fawasel Media, в восточно-ливийский порт Тобрук постоянно прибывают грузы из контролируемого Россией порта Тартус в Сирии. Они содержат буксируемую артиллерию, бронетранспортеры и ракетные установки.

«Это оборудование может частично использоваться для поддержания растущего военного присутствия России в Восточной Ливии, но также, вероятно, предназначено для стран южнее Африки, таких как Нигер, Мали и Буркина-Фасо, где Россия имеет связи с лидерами недавних переворотов.

— Всплеск активности русских в Ливии стал результатом провала дипломатической стратегии Америки в отношении Хафтара. США не смогли помешать полевому командиру вступить в союз с Россией и воспрепятствовать Москве поставлять оружие в страну, превратив ее в ворота для снабжения своего растущего присутствия в Африке, — указывает Бен Фишман, старший научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики, — сообщает Defense News.

Напомним, в 2011 году страны НАТО поддержали с воздуха ливийскую оппозицию и свергли лидера страны Муаммара Каддафи. С тех пор Ливия расколота, страна находится в состоянии гражданской войны. Россия приняла сторону генерала Халифе Хафтара — сподвижника Каддафи и одного из самых уважаемых в стране людей. К тому же Хафтар учился в СССР, был слушателем курсов в Академии имени Фрунзе и, как и многие высшие офицеры арабского происхождения, знает русский язык.

— У России есть все шансы вернуть Ливию в сферу своего влияния, — считает Григорий Савельев. — Огромное число ливийцев осознало, что «при Каддафи» было лучше: куда выше уровень жизни и, главное, не было войны.

А сейчас ливийцы бегут из страны на лодках в Европу, причем целыми семьями — чтобы не быть убитыми на родине. По сути, это сирийская история. Только в Сирии мы успели помочь Асаду, а в Ливии — нет: в 2011-м были еще слабы. Но мы можем помочь Хафтару или его сторонникам и остаться в Ливии, разместить там свою военную базу — как, например, в сирийском Хмеймиме. Европейцы порядка и процветания в Ливию не принесли. Мы — можем.

Зеркальный ответ

России, впрочем, необязательно всюду отправлять свои войска. Достаточно поставлять оружие врагам Запада. Владимир Путин рассказал, как Москва может ответить на поставки дальнобойного оружия на Украину, предназначенного для ударов по России.

— Если они поставляют в зону боевых действий и призывают использовать по нашей территории это оружие, почему же мы не имеем права делать то же самое, зеркально на это отвечать? Мы пока не поставляем. Пока. Но мы оставляем за собой право это делать, — заявил президент.

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев назвал заявление Путина «весьма существенным изменением нашей внешней политики».

— Регионы поставок намеренно не названы, но ими могут быть все, кто считает США со товарищи своими врагами. Вне зависимости от их политических убеждений и международного признания. Их враг США, значит, нам они друзья.

И пусть применение российских вооружений не названными пока «регионами» будет максимально разрушительным для их и наших противников, — заявил Дмитрий Анатольевич.

О каких регионах и врагах США речь?

— Очевидно, что это, например, йеменские хуситы, которым сейчас помогает Иран. Они пытаются организовать блокаду Суэцкого канала для кораблей Израиля и заодно обстреливают военные суда США и Великобритании, пытающиеся с ними бороться, — пояснил Игорь Забелин. — Если поставлять хуситам крылатые ракеты «Калибр» или «Ониксы» — их можно использовать с наземных пусковых установок.

Также, как пояснил эксперт, мы можем помогать оружием Афганистану, власти которого ненавидят США и вполне способны организовать нападения на американские военные базы на Ближнем Востоке.

— Мы можем вполне официально вооружать Венесуэлу, Никарагуа, Кубу, — пояснил Игорь Забелин. — Очевидно, что ни одна из этих стран воевать с США не будет — если те сами не нападут. Но возникнет ситуация, как с Финляндией. Она вошла в НАТО, и мы тут же увеличиваем армию, организуем военную инфраструктуру в Карелии. США тоже придется предпринимать какие-то меры, если недалеко от их границ появится современное дальнобойное оружие. Мы также можем вооружать Китай и КНДР. Обе страны — противники политики США. И если случится «тайваньский кризис» — а к этому идет, то современное оружие обеим странам очень понадобится. Да, с точки зрения международной безопасности — это очень плохая история, но игру в нагнетание напряженности начали не мы. Ведь это не Россия к странам НАТО приблизилась, а они к ней.

Эксперт напомнил, что РФ с начала спецоперации резко увеличила свой воинский контингент в Белоруссии и даже разместила там ядерное оружие.

— Очевидно, что Польша и прибалты теперь трижды подумают, прежде чем на Белоруссию нападать: ответ наверняка будет ядерным, — пояснил Забелин. — С точки зрения геополитики наша задача сейчас — создать ситуацию, при которой Западу станет воевать невыгодно. Здесь — российская военная база. Там — мощное и эффективное российское оружие. Это значит, что свобода военного маневра ограничивается и нужно переходить к маневру политическому. Иными словами — договариваться.

В ТЕМУ

Создание военных баз — часть внешней политики государства еще со времен Древнего Рима. Римское военное поселение называлось «каструм», что в переводе с латыни значит «лагерь». Место для него обычно выбиралось на возвышенности — для лучшего обзора и обороны. Также было важно наличие крупной реки: для водоснабжения и канализации. Каструм имел прямоугольную сетку улиц, на пересечении которых размещался форум — площадь для военных совещаний.

Позднее на месте форума возникала плаза — общественное пространство. Кстати, подобный тип планировки городов использовался испанцами при колонизации Латинской Америки в XV–XIX веках. Да, города Латинской Америки выросли из военных баз. Как, впрочем, и многие российские — из острогов, то есть военных баз казаков. Таких городов много в Сибири.

КСТАТИ

Военные базы имеют сразу несколько функций. Первая — сугубо военная: базы защищают от государств, враждебных «стране-хозяйке» и стране, которая разрешила размещение военной базы на своей территории. Вторая функция — имиджевая: присутствие военной базы в чужой стране показывает мощь государства — владельца базы. Логично: содержание военного лагеря на чужой территории очень дорого обходится. Третья функция — геополитическая: наличие военных баз на территории чужого государства позволяет с течением времени определить данные территории как свои или по крайней мере вовлечь страну в орбиту своего политического влияния, перевести ее под фактический протекторат. Германия и Япония, где много военных баз США, — под протекторатом Штатов. Политика этих стран — строго проамериканская.

СПРАВКА

У России довольно много военных баз за рубежом, но большинство — недалеко от границ. Так, например, есть базы в Армении, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской Республике, Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Белоруссии. Из баз в «дальних» странах известна сирийская, а также вьетнамская: в 2013 году Владимир Путин и президент Вьетнама Чыонг Тан Шангом подписали соглашение о создании совместной базы для обслуживания и ремонта подводных лодок в Камрани. Также планируется построить военно-морскую базу в Судане — на Красном море. Там разместятся до 300 военнослужащих и одновременно будут содержаться до четырех кораблей ВМФ. Также, по всей видимости, может быть создана военно-морская база России в Восточной Ливии. Сейчас Россия и этот регион уже активно сотрудничают.

amp-next-page separator