Фото: Twitter / whitehouse

Холодная война после встречи Путина и Байдена продолжится

Политика

Для президента Байдена после его избрания это был первый саммит в формате «один на один». Для президента Путина — первый визит за границу после того, как мир накрыло волной коронавируса.

В Женеву президент США прибыл после саммитов НАТО и «Большой семерки». О чем говорили лидеры западных держав, через неделю не вспомнит никто. По той причине, что у всех на уме была встреча лидеров двух держав с самым большим ядерным потенциалом. К слову, Англия заявила о намерении к 2030 году увеличить свой ядерный потенциал на 40%, но это крохи по сравнению с запасами России и Америки.

В мемуарах описано, что в 1945 году Сталин, размышляя об учреждении ООН, говорил о том, что Англия — страна с великим прошлым, Китай — с великим будущим, у Франции величия никогда не было, а России и Америка — две по-настоящему великие державы. Такое соотношение сохраняется десятилетия. На всех западных форумах говорят одно, а в уме имеют Россию, как раньше СССР. Лидеры США и России — Big Boys, а прочие президенты не «шестерки», конечно, но сойдут за валетов. Вот и перед Женевой Байден, ублажая партнеров и братьев меньших, заявил, что Америка, во-первых, настроена в отношении России жестко и решительно, а во-вторых, заинтересована в стабильных с ней отношениях.

В какой мере это удалось и каковы итоги саммита, столь важного для судеб мира? В совместном заявлении сказано, что стороны договорились о возвращении послов, отозванных в Москву и Вашингтон, чего не случалось даже в самые острые периоды холодной войны. Возобновятся переговоры по стратегической стабильности и начнутся консультации по кибербезопасности, будут созданы рабочие группы по сотрудничеству в экономике.

На недавний экономический форум в Санкт-Петербурге самая большая делегация прибыла из США. Президент Байден в Женеве признал, что американский бизнес горит желанием инвестировать в Россию. Так, может, убрать препоны из собственных санкций?

Показательно, что Украина, которая долго оставалась главным камнем преткновения в отношениях США и России, в заявлении не упомянута. Видимо, вопрос свое отжил, а Украина, не обретя субъектности, выходит из моды. Путин сказал, что Байден считает необходимым соблюдать Минские договоренности. Байден это заявление не опроверг.

Перечень достижений короток. Может, и хорошо. Саммиты с Горбачевым заканчивались пулеметной очередью сенсаций, что привело в итоге к трагедии для великой страны и не прошло бесследно для всего мира, который забыл, что такое стабильность, и погрузился в бесконечные локальные, но оттого не менее кровавые конфликты. Для общего спокойствия лучше будет не скакать через несколько ступенек: как говорил Конфуций, дорога в десять тысяч ли начинается с маленького шага.

Любимый поколениями американцев фильм «Касабланка» с легендарными Хамфри Богартом и Ингрид Бергман заканчивается фразой «Может быть, это начало прекрасной дружбы?» в отношении двух непримиримых персонажей. Могут ли почувствовать взаимную химию Байден и Путин? Боюсь, такой вариант немыслим даже во сне. Однажды Байден сообщил, что, заглянув в глаза Путину, не увидел в них души. И будто бы прямо сказал об этом. Позднее Путин заметил, что собеседнику полезно сходить в церковь.

Байден повторяется, что неизбежно в преклонные годы. Ностальгия — одно из сильных чувств, которое движет человеком, а с возрастом воспоминания приобретают черты навязчивой идеи. Байден, который чуть не полвека назад сидел за столом переговоров с главой советского МИДа Андреем Громыко, не прочь вернуть эпоху своей политической юности, когда обсуждались вопросы мировой стабильности. Байден помнит, как советский премьер Алексей Косыгин сказал ему: «Давайте сразу договоримся: мы вам не верим, как вы не верите нам».

Похожие диалоги, если верить рассказам Байдена, случались с российским лидером. Приходится удивляться выдержке Путина, который сохраняет олимпийское спокойствие, даже когда президент США называет его убийцей. Кстати, на пресс-конференции в Женеве Путин припомнил многие случаи массовых убийств гражданских лиц в разных странах, которые фактически были санкционированы Вашингтоном.

Путин не учился в дипломатических академиях, но щедро наделен способностями, которые предполагает эта профессия. Хотя никто за язык не тянул, он отметил, что в личном общении Байден далек от немощного образа, который ему придает пресса, говорит бодро и энергично, темой владеет хорошо.

Кстати, думаю, что если бы Байден из-за опасения невыгодного сравнения с Путиным не отказался от совместной пресс-конференции, это сделал бы уже президент России. Как ни старайся, какие комплименты ни отпускай, все равно сравнение неминуемо, а это для гордой Америки унизительная игра в одни ворота. Не исключено, лавина санкций, которые обрушились на Россию после саммита 2018 года в Хельсинки, — побочный итог невнятного вида Трампа рядом с Путиным. Обойдемся одиночным катанием…

Скромное коммюнике — отличный результат для первой встречи, который позволяет великим державам сохранять достоинство и строить планы на будущее.

Знатоки американской политической кухни предрекают, что США постепенно соскальзывают к однопартийной системе и демократы могут удержать власть на десятилетия. О такой возможности говорит восстание всех элит против Трампа, несмотря на то что при нем экономика, а это иконостас американской жизни, была крепче, чем при Байдене. Демократы с момента ядерной бомбардировки мирных японских городов претендуют на монополию в глобальных процессах, обвиняя республиканцев в профнепригодности, что сполна испытал на своей шкуре Дональд Трамп.

Однако как для республиканца Трампа, так и для демократов, кто бы ни стоял у их руля, главной угрозой мировому господству видится не Россия, а Китай. В 1970-е годы США приняли доктрину Генри Киссинджера, который перетащил Китай в стан противников СССР, отменив американские санкции и обеспечив мощный приток инвестиций. Возможен ли аналогичный сценарий в другую эпоху в отношении России?

Навряд ли. Частокол санкций сохранится, подпитка любых оппонентов Кремля продолжится. Думаю, верх возьмет старая концепция президента Гарри Трумэна. «Холодная война» против России, Китая, Ирана и прочих стран, причисленных к тоталитарным режимам за то, что они не восхищены американскими ценностями, будет продолжаться.

amp-next-page separator