Педагогическая династия Глозман — Елизавета Александровна, Евгений Самуилович, Александр Евгеньевич и Светлана Юрьевна (слева направо) — в родной московской 293-й школе. Основатели династии начинали свою трудовую деятельность именно в этой школе. Теперь в ней работают их дети / Фото: Департамент образования и науки Москвы

Уроки на всю жизнь: преподаватели дарят школьникам ценные знания и полезные навыки

Общество

5 октября в России отмечается День учителя. «Вечерняя Москва» отыскала московскую династию педагогов, в которой сразу три поколения выбрали эту почетную и важную профессию.

Евгений Самуилович Глозман — заслуженный учитель школы РФ, родоначальник педагогической династии Глозман. В октябре этого года ему исполнится 85 лет. Родился в Белоруссии. Изначально занимался спортом и тренерской работой, параллельно трудился и на заводе — слесарем-сварщиком.

— В какой-то момент от директора школы, в которой я сам когда-то учился, поступило предложение устроиться учителем физкультуры и труда. И я согласился, — рассказал Евгений Самуилович.

Работать в своей родной школе он продолжал до тех пор, пока в его жизнь не пришла любовь. Со своей будущей женой Фаиной Яковлевной он познакомился через общих друзей. Возникли чувства, затем пара сыграла свадьбу и переехала в Москву, где в 1964 году у них родился сын Александр.

— В столице я тоже устроился в образовательное учреждение, в школу № 293 — там я проработал до самой пенсии, 57 лет, — добавил Глозман.

Хотя в профессию он попал случайно, но о выборе никогда не жалел. Ведь работа ему всегда нравилась, в первую очередь за творчество.

— Уроки технологии, которые я вел, — это уроки жизни, — считает Евгений Самуилович. — Я учил ребят важным жизненным навыкам, ведь каждый мальчик и девочка должны уметь обслужить себя, помочь близким. Например, мой сын, как и я, может построить дом своими руками, что мы в итоге и сделали. Часть моих учеников выбрали профессию учителя технологии.

Евгений Глозман и сам никогда не переставал учиться. Окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. Поняв, что ему не хватает навыков, обучился резьбе по дереву. Сегодня он владеет многими видами этого прикладного творчества.

— Несмотря на то что два года уже на пенсии, заниматься образовательной деятельностью не перестал. Еще работая в школе, начал издавать собственные методические материалы, учебники по технологии для 5–9-х классов. Этим занимаюсь и сейчас, — поделился он.

Фаина Яковлевна Глозман, которой, к сожалению, уже нет в живых, тоже после рождения сына стала работать учителем технологии в школе № 293.

По стопам родителей пошел их сын Александр, который окончил Московский областной пединститут имени Крупской.

— Мне кажется, особого выбора у меня не было, ведь я родился в семье учителей. Но никто меня не заставлял, я сам решил быть педагогом, потому что мне было все это очень интересно. Я видел уроки родителей и хотел тоже учить детей, — рассказал он.

Будучи школьником, Александр Глозман проводил уроки для младших классов, пробуя себя в роли педагога. Опыт перенимал у родителей.

— Папа всегда говорил, что учитель должен показывать детям личный пример, — отметил он. — Прежде чем дать ученикам задание или что-то рассказать, он обязательно показывал, как это сделать и что он прежде всего сам это умеет. К слову, так он вел и уроки технологии, и уроки физической культуры. И показать он мог как работу на любых станках, так и выполнить спортивное упражнение на брусьях, перекладине.

Девиз «Делай, как я» Александр Глозман, заслуженный учитель РФ, кандидат педнаук и победитель конкурса «Учитель года России» 1997 года, пронес через всю свою педагогическую практику. Даже став директором сначала родной 293-й школы, а затем и 1412-й, он всегда остается примером для подражания. И сам участвует в реализации всех инициатив.

Так сложилось, что его супруга — тоже учитель. Познакомились они в студенческие годы.

— Мы в одном пионерском лагере проходили практику. Я была вожатой, а он вел кружки труда у ребят. И между нами возникли чувства, которые после лагеря переросли в серьезные отношения, — вспоминает Светлана Юрьевна Федорова.

Изначально она хотела стать учителем начальных классов, но вакансии в школе на тот момент не оказалось. И тогда Светлана пошла работать воспитателем в детский садик.

— Мне очень нравилось заниматься с маленькими детками, у меня была подготовительная группа к школе, — рассказала она.

Набравшись опыта и дождавшись вакансии, Светлана Юрьевна перешла работать на должность учителя технологии начальных классов. Этот предмет, как когда-то Евгений Самуилович и Фаина Яковлевна, теперь в школе № 293 стали вести продолжатели семейной династии — Александр и Светлана.

— В детстве часто сажала кукол за парты и все время их чему-то учила. Когда родилась младшая сестра, стала и ее обучать. Помню, однажды она сказала, что я прирожденный педагог, — поделилась она.

Через несколько лет после свадьбы у Александра и Светланы родилась дочь Анна, а затем — Елизавета. Окончив школу № 293, они тоже решили продолжить династию.

После окончания педуниверситета Анна стала учителем технологии, а Елизавета — педагогом-психологом в 293-й школе.

— В старших классах увлеклась психологией. Да и, как часто это бывает, друзья обращались за советами и всегда говорили, что у меня это хорошо получается. А еще я хотела помогать людям, детям, — сказала Елизавета.

Родоначальник династии Евгений Глозман — прадедушка, у него пять правнуков. Продолжат ли они его дело? Пока говорить рано. Евгений Самуилович считает, что выбор остается за ними. Его семья и так вносит большой вклад в систему образования.

КСТАТИ

Директор московской школы «Покровский квартал» Павел Терехов стал победителем конкурса «Директор года России — 2022». Его директорский стаж — четыре года, а девиз — «Целься в Луну, но иди к ней земными шагами». Как рассказал победитель, он «прошел в школе все шаги: от уборщика спортивного зала в девятом классе до директора». А начиная с третьего курса института работал учителем, руководителем структурного подразделения, заместителем директора.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Молотков, министр правительства Москвы, руководитель департамента образования и науки:

— Педагогическое мастерство заслуживает особого уважения. В московской системе образования целое созвездие ярких молодых и опытных преподавателей и директоров школ. Благодаря их самоотдаче, готовности к каждодневному труду, трепетному отношению к каждому ребенку столичные школьники ежегодно успешно сдают ЕГЭ, создают интересные проекты, участвуют в научных исследованиях, с успехом выступают на олимпиадах, могут определиться с будущей профессией.

Они удерживают на высоком уровне планку качества столичного образования, заботятся и о воспитании подрастающего поколения, преподают им уроки человечности, рассказывают о героических страницах истории Москвы и страны.

amp-next-page separator