Чередование режимов: что такое многозадачность и как научиться все успевать
В ритме больших городов, чтобы все успевать, люди стараются выполнять несколько дел одновременно. Однако зачастую это приводит к тому, что работа оказывается выполнена некачественно или человек и вовсе впадает в депрессию. «Вечерняя Москва» поинтересовалась у специалистов, как грамотно планировать свое время, чтобы все успевать.
Мини-гайд
Как рассказала доктор экономических наук, эксперт по тайм-менеджменту Марианна Лукашенко, многозадачность — это способность человека быстро переключать внимание между делами.
Для грамотного планирования, по словам специалиста, необходимо следовать следующим правилам:
- Разгрузить голову
— Это первое условие для эффективной организации продуктивного времени, — заметила Лукашенко.
- Разделить задачи на гибкие и жесткие
Как отметила специалист, к гибким относятся задачи, которые строго не привязаны ко времени, а к жестким те, которые имеют четкие временные рамки.
- Расставить приоритеты между задачами
Одной из техник распределения планов, по словам собеседницы «ВМ», является система Эйзенхауэра. Она заключается в разделении задач на четыре группы:
- Важные и срочные.
- Важные несрочные.
- Срочные, но неважные.
- Несрочные и неважные.
— В первую очередь необходимо выполнять задачи из первой группы. Далее работать над второй группой, чтобы эти задачи не переросли в авральные, — поделилась Лукашенко.
Она дополнила, что для грамотного распределения времени третью группу задач рекомендуется делегировать сотрудникам.
— К этой группе часто относят звонки и письма. Если у человека есть возможность распределять эти задачи, то лучше не заниматься ими самостоятельно, чтобы экономить время, — пояснила экономист.
Если возможности делегировать задачи нет, Лукашенко рекомендовала их фильтровать. Например, можно завести два почтовых ящика: для важных писем и прочих посланий.
- Помнить об отдыхе
Специалист напомнила, что в течение рабочего дня необходимо делать перерывы на отдых (пять–десять минут).
— При этом, если человек работает в офисе и весь день проводит за компьютером, в качестве отдыха лучше выбрать недолгую прогулку. Если работа активная, рекомендуется выбрать менее подвижный вид отдыха, — прокомментировала Лукашенко.
Она также выразила мнение, что человека трудно научить многозадачности. Это связано с типами личности: у одних людей мозг переключается быстрее с одной задачи на другую, а у других медленнее.
При чем здесь психология
По словам психолога Марины Гладышевой, на многозадачность действительно влияет психотип человека.
— Есть люди, которым выполнять одну задачу становится очень скучно. А некоторых выполнение нескольких задач одновременно может привести к возникновению депрессии, — объяснила Гладышева.
Она дополнила, что определенных людей большое количество задач мотивирует, а кого-то может ввести в панику.
— Людям, у которых многозадачность вызывает сложности, лучше избегать такого принципа выполнения дел, потому что это может привести к демотивации и ощущению разочарования в себе, — поделилась психолог.
Также специалист отметила, что многозадачность может спровоцировать выгорание, которого можно избежать только в случае чередования режима труда и отдыха.