Икона Рублева «Троица»: история создания, значение и место хранения
Последние сто лет икона «Троица» находилась в Третьяковской галерее. Однако недавно ее решили вернуть Русской православной церкви. Музейщики выступили против этого, сославшись на «сложное и нестабильное» состояние произведения искусства. Об истории этой иконы, ее ценности для мировой и русской культуры, а также о том, как она попала в Третьяковку, — в материале «Вечерней Москвы».
Кто и зачем написал «Троицу»
Икона «Троица» написана Андреем Рублевым (1370–1430) в первой половине XV века. Считается, что на авторство Рублева указывает постановление Стоглавого собора 1551 года. При этом точная дата создания иконы неизвестна. На сайте Третьяковки в качестве наиболее вероятной датировки указаны 1422–1427 годы.
По одной из версий, Рублев написал «Троицу» для Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра) по просьбе игумена Никона. Возглавляемая иконописцем артель также создала иконостас и расписала фресками внутренние стены храма.
В «Сказании о святых иконописцах» конца XVII века говорится, что Никон заказал икону в память о своем учителе и основателе монастыря преподобном Сергии Радонежском.
Что изображено на иконе
Сюжет иконы описывает событие из 18-й главы Книги Бытия: к праотцу Аврааму приходят три странника (или посланника, на греческом «ангелос»), он устраивает им трапезу. После нее ангелы сообщают Аврааму, что у него родится сын, от которого «произойдет народ великий и сильный».
Средневековые иконописцы традиционно изображали этот сюжет как бытовую сцену, из-за чего зрители редко понимали символическое значение трех ангелов. Но Андрей Рублев полностью исключил детали быта, сделав акцент только на явлении Святой Троицы как символе триединства Бога.
В основе композиционной структуры «Троицы» круг. В него вписаны ангелы, а их позы и жесты как бы образуют круговое движение. На столе перед гостями Авраама — чаша с головой принесенного в жертву агнца.
Примечателен и фон иконы. За каждым из ангелов расположенный определенный объект, имеющий определенное символическое значение. Так, за средним ангелом — дуб (древо жизни), за левым — здание (церковь), за правым — гора (горний мир).
Где хранилась «Троица»
Почти 500 лет после создания икона находилась в Троицком монастыре. «Троице» была отведена роль обычной храмовой иконы: в ней видели только объект религиозного культа, а не произведение искусства. Из-за внешнего воздействия (копоть свечей, влажность, тепло огня) творение Рублева постепенно теряло свой первоначальный вид. В конце XVI века икону поместили в золотой оклад, но и это не уберегло ее от пагубного воздействия.
В 1904 году «Троицу» обнаружил коллекционер (и впоследствии первый руководитель Третьяковки) Илья Остроухов. По его просьбе известный иконописец Василий Гурьянов расчистил икону от верхних наслоений.
Однако полностью икону отреставрировали только к 1926 году. А спустя три года ее передали в Третьяковскую галерею, где она находится поныне. За неполные сто лет «Троица» покидала музей всего три раза: в 1941 году для эвакуации в Новосибирск, в 2007-м — на выставку в Новую Третьяковку, в 2022-м — для богослужения в Троицком соборе в честь 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского.
Почему «Троица» считается шедевром
«Троицу» называют шедевром древнерусского искусства. Кроме того, эта икона — одно из двух сохранившихся до наших дней произведений величайшего иконописца Андрея Рублева (второе — фрески Успенского собора во Владимире).
— Икону «Троица» знают по всему миру. Может быть, это вообще самая знаменитая икона. Ее репродукции можно встретить даже в католических и протестантских храмах по всему миру, — рассказывает «ВМ» искусствовед, специалист по иконописи Ирина Языкова.
Ценность изображенной Рублевым Троицы осознавали еще в XVI веке. Недаром его работа упоминается как образец иконописи Стоглавым собором. При этом икона никогда не считалась чудотворной.
— «Троица» Рублева никогда не почиталась как религиозный объект. Она всегда была свидетельством какого-то величайшего гения, — отмечает искусствовед.
Настоящую ценность иконы как объекта древнерусского искусства открыли в советское время после реставрации. Как полагает Языкова, на мировую славу «Троицы» повлияли усилия музейщиков и реставраторов, а также фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (1966 год).