Фото: РИА Новости

Актриса Ирина Гринева: Мечтаю увидеть на экране большое кино

Общество

Актриса театра и кино Ирина Гринева известна по многим ролям. Она сыграла в таких фильмах, как «Доктор Лиза», «30 свиданий», «Раневская», «Год золотой рыбки», и многих других. Артистка подходит к выбору ролей очень избирательно, поэтому фильмы, в которых она снялась, будут смотреть и пересматривать с большим интересом долгие годы. Недавно Ирина Гринева вместе со своей семьей побывала в городе-курорте Ессентуки на Первом детском фестивале «Хрустальный ИсточникЪ». Фестиваль организован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. «Вечерняя Москва» побеседовала с артисткой.

— Ирина, на фестивале ваша дочь Василиса активно участвует в актерских мастер-классах, принимает участие в съемках фильма, который снимают дети. Вы хотите, чтобы дочь пошла по вашим стопам?

— Василиса очень хочет быть актрисой, но мне, честно говоря, не хотелось, чтобы она выбрала эту профессию, потому что на сегодняшний день она сомнительная. Дочь учится в музыкальной школе и серьезно занимается музыкой, но об актерской профессии мечтать не перестает: в свои десять лет она уже сама знакомится с кастинг-директорами. Она понимает, что я не смогу снять трубку и попросить какого-либо режиссера взять ее на ту или иную роль, она будет проходить пробы так же, как и все актрисы. Единственное, чем я могу ей помочь, — это хорошо подготовиться к поступлению в театральный вуз. Сейчас пока мы смотрим с ней хорошее кино: «Солярис» Тарковского, «Пять вечеров» Михалкова, «Чужие письма» Авербаха. Василиса — насмотренный ребенок, это немаловажно — знакомиться с работами великих режиссеров. А что будет дальше — жизнь покажет.

— А у вас было когда-нибудь желание заняться режиссурой и снять кино как режиссер?

— Было и есть. Другое дело, я очень хорошо понимаю, что такое режиссерская профессия. И отношусь к ней как к призванию и великой миссии. Сейчас ничего не стоит снять кино, но я понимаю, что не достигла такого уровня. Прежде всего надо пойти учиться к хорошему педагогу. Насмотренность есть, в свое время ходила на кинопоказы в Дом Кино, как на работу. Мне хотелось бы попробовать себя в качестве режиссера, но так, чтобы результат был серьезным, например, снять драму. Язык кино вырабатывается не сразу, надо пробовать.

— Вы сыграли Любовь Орлову в сериале «Раневская». Насколько интересно было работать над этой ролью? И что лично для себя узнали об этой легендарной женщине?

— На роль Орловой меня утвердили за несколько дней до съемок, поэтому достаточно времени на подготовку у меня не было. Для меня эта женщина значит очень много, я постаралась собрать о ней максимально информации: пересмотрела все ее фильмы, нашла интервью, которые она давала. О ней написано много разной чуши. К сожалению, больше всех интересует, делала она пластику или нет, но как о человеке оказалось, что написано мало. Я долго обдумывала эту роль, мне хотелось быть Любовью Орловой, а не ряженой. В ее настоящей биографии написано, что родители были дворянами, позже биография была переписана и родители оказались служащими. Мне пришла мысль узнать, кто ее родители и как закончилась их жизнь. Тогда я сама себе придумала историю, что родителей Орловой убили. А в архивах есть фотография, где маленькая Люба сидит на руках Шаляпина. Есть фото, где она в шикарном отеле. Она была дворянской девочкой из рода Орловых, которая училась в пансионе, и к ее семье приезжал в гости Федор Шаляпин. Это говорит о ее высоком происхождении. И каково этой девочке, когда она поет песню «Широка страна моя родная»? Что она чувствует? После фильма мне позвонила внучатая племянница Орловой и сказала: «Спасибо вам огромное! Я не смотрю сериалы и ненавижу, когда звонят и спрашивают про Любочку, потому что все равно напишут вранье. Но когда я вас увидела, то увидела Любочку. Вы взяли правильную ноту. Это была Орлова». Я спросила родственницу: «А где родители Любови Орловой?» Она ответила: «Всех расстреляли». То есть я себе придумала историю о родителях, это оказалось правдой и отобразилось в сериале.

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

— Сегодня на экранах телевизоров показывается огромное количество сериалов. А как вы относитесь к этому потоку?

— К хорошим отношусь хорошо. Если я буду отказываться от ролей в сериалах, мне придется уходить из профессии. Сама почти не смотрю сериалы, у нас уже много лет отключен телевизор, и мой ребенок тоже его не смотрит. К сожалению, те сериалы, которые мы видим на экране, не всегда соответствуют нашим ожиданиям. Текст, который приходится говорить думающему актеру, произносить нельзя. В советское время у нас было потрясающее кино мирового уровня, три страны лидировали в кинематографе: Америка, Франция, Россия. Когда Сергей Бондарчук привез в Канны картину «Война и мир», это было потрясение. Когда в Европе познакомились с творчеством Тарковского — это не осталось незамеченным, потому что мы занимали ведущие позиции, а сейчас эти позиции утратили. Нам нечем похвастаться. Если бы я не знала, что у нас были картины Ильи Авербаха или Ларисы Шепитько, я бы так не говорила, но я-то эти картины видела. Как я могу сказать, что современное кино такого же уровня? Поэтому хочу сказать, что Эвклид Кюрдзидис на этом фестивале делает великое дело. Дети смотрят хорошее кино, обсуждают, впитывают высокую культуру, развиваются. Юное деревце всегда тянется к красоте, и очень важно, в какие руки попадут эти дети, все зависит от педагогов, а сюда приглашаются самые лучшие учителя. Наше кино должно возрождаться, для этого и делается такой фестиваль. У нас много талантливых людей, много интересных идей, и кино может быть потрясающим, но я не знаю, что случилось, что это за тролль такой, который бросил в нас свое «кривое зеркало», и за двадцать лет мы смогли убить свой кинематограф. Кино имеет очень большое значение для любой страны.

— Вы сказали, что многим думающим актерам порой сложно произносить написанные тексты. Некоторые режиссеры говорят, что актеры не должны быть очень умными, иначе они начинают много думать над ролью и не могут играть.

— Умным режиссерам нужные умные актеры, а глупым режиссерам нужны глупые актеры. В кино играть может не только актер, но и любой прохожий. Например, Феллини снимал определенные персоны, но это всего один раз и это не имеет отношения к профессии. Актер — это прежде всего человек, который несет образование, и он не должен быть глупым. Я, например, хочу видеть на экране умных людей.

— Вам поступает много разных предложений. А есть такие, от которых вы категорически отказываетесь?

— Иногда мне приносят сценарии или пьесы, где практически все написано матом. Я полностью рву эти сценарии и выношу на помойку, чтобы они не попали в руки детям. Такие роли хорошо оплачиваются, но я от них отказываюсь. Как я могу согласиться на роль, если моя героиня после каждой фразы посылает всех на три буквы? Я рада, что сейчас запрещают подобные проекты, хотя некоторые режиссеры кричат, что у них отнимают свободу. При чем тут свобода и три буквы на заборе?

— А как вы относитесь к людям из стендапов, у которых нет профессионального актерского образования, но которые успешно снимаются?

— Ради бога, пусть будут стендапы, пусть эти люди снимаются. Это вопросы к продюсерам, которые их приглашают. Пусть будут специальные театры, в которых ругаются матом (кстати, в Лондоне такие есть). В Париже есть театр «Комеди Франсэз», в котором еще выступала труппа Мольера, а есть маленькие театры на любителя. Пусть цветут все цветы, но не сплошной сорняк.

Фото: РИА Новости

— Мне очень понравилось, как вы потрясающе сыграли в художественном фильме «Год золотой рыбки». Вам досталась сложная, философская роль. Насколько было трудно вжиться в образ погибшей женщины, которая не может покинуть землю? И как вы думаете, наши близкие сверху нас видят?

— Вы знаете, тогда за несколько месяцев до съемок у меня умерла мама, она погибла, и когда снимался фильм, мне было все понятно, что я играю. Если вы помните, в фильме есть сцена встречи главной героини с мамой, и я сыграла эту сцену с одного дубля, мне было все очень близко. По поводу ушедших родственников, которые нас покинули, думаю, что они все сверху видят. И если они святы, то могут помочь нам в житейских делах, а если по-другому, то мы, живущие на земле, можем им помочь.

— В фильме снялась Елена Коренева. Она сейчас так редко снимается. Как вам с ней работалось? И хотелось бы сыграть еще в таком мистическом фильме?

— С Еленой Кореневой работалось шикарно. Она потрясающая актриса. Это было большое счастье, что создался прекрасный ансамбль: хорошие актеры, хороший режиссер и интересный сценарий. Правда, было очень мало времени. Что касается мистических тем, я бы просто хотела сниматься в хорошем кино, а мистическое оно или комическое — это не так важно.

— В каких новых ролях вас можно будет увидеть в ближайшее время?

— Сейчас я снялась в полном метре, картина называется «Времена года». Она посвящена балету, я сыграла в ней главную роль — балерины Мариинского театра. Это настоящее кино о балете. Не о том, как кто-то в пуанты насыпал стекло, а история о высоком искусстве. Мне кажется, что работа получилась достойной.

— У вас есть какая-то заветная мечта, которую вы не боитесь озвучить?

— Мечтаю увидеть на экране большое кино.

amp-next-page separator