Фото: Евгений Кассин, Валентин Мастюков/ ТАСС

Ни слова фальши: поклонники отмечают 100 лет со дня рождения Народного артиста СССР Владимира Басова

Общество

100-летие со Дня рождения Народного артиста СССР, режиссера Владимира Басова его поклонники отмечают 28 июля. А прожил он всего 64 года — ярких, наполненных и работой, и чувствами.

Возможно, ни к одному актеру и режиссеру в нашей стране не прилипали столь противоречивые определения, как к Басову. Точнее, даже не определения… Он сам, с ног до головы, был «ходячим противоречием». Внешне — положа руку на сердце! — был не первый красавец: лопоухий, с асимметричным лицом. Но на экране оторвать от него взгляд было невозможно, и после минуты-другой ощущение нелепости куда-то исчезало. Оставались глаза — мудрые бездонные два омута с темной водой. А еще — эффектные морщины, значимые, с историей… А те, кто знал Владимира Павловича близко, вообще отказывались понимать, о какой некрасивости идет речь, так он преображался, так фонтанировал, сверкал… Харизма! И влюблялись в Басова истинные красавицы. И таланта ему было не занимать... И вся жизнь его — яркая, насыщенная событиями, чувствами, наполненная неистовым желанием работать, любить, жить, — стала лучшим его фильмом по написанному небом сценарию.

Мама Владимира Басова, Александра Ивановна, была книгоношей — так называли после революции тех, кто ездил по деревням и учил людей грамоте. Ее муж, финн Павел Басултайнен, офицер Красной армии, имевший философское образование и революционный псевдоним «Басов», служил в Средней Азии. Их сын родился во время одной из поездок Александры Ивановны в провинцию, и появление наследника вовсе не охладило ее просветительского пыла: она продолжала ездить со своей великой миссией и с младенцем. На несколько лет супруги воссоединились под Кушкой. Но в 1931-м Павла Басова не стало — он погиб, сражаясь с басмачами. Володя Басов менял школы, и где бы ни учился, все отмечали его эрудированность: мама напитывала его знаниями с рождения.

Еще маленьким Вовка прослыл среди знакомых «артистом» — вечно корчил рожицы. Оказавшись в Москве, он записался в театральную студию и бегал при любой возможности во МХАТ. Он окончил школу в 1941-м. На следующий день после выпускного вчерашние школьники отправились в военкоматы. Басов, чтобы его взяли на фронт, себя «состарил». Он скажет потом: «Истинный аттестат зрелости мое поколение получило у стен Рейхстага»... Он прошел всю войну, смотрел в глаза смерти, терял друзей, а после Победы еще год служил в артиллерийском полку. Медаль «За боевые заслуги» он получил в двадцать лет, и успех его военной карьеры был очевиден, но...

Он все равно грезил кино. Маршал артиллерии Михаил Чистяков принял его лично и после долгого разговора разрешил «дембель», поняв, что шанс на исполнение мечты должен быть у каждого. Басов на выходное пособие устроил «пир на весь мир» для сослуживцев и вскоре стал первокурсником ВГИКа . Курсом, в тот год совмещенным, актерско-режиссерским, руководили Михаил Ромм и Сергей Юткевич.

Басов на курсе был, конечно, звездой. Не потому, что выделялся статью. Ему, фронтовику, пусть и не единственному, нечего было бояться, и он был прямолинеен до изумления, открыто высказывал свое мнение обо всем, а к тому же был изрядным острословом. Вскоре случилась и первая любовь — он начал ухаживать за Розой Макагоновой, музыкально одаренной красивой девушкой. После института Розу взяли в Театр киноактера, а Басова — на «Мосфильм». Они с одногруппником Мстиславом Корчагиным принялись снимать картину «Школа мужества», но Корчагин погиб в авиакатастрофе, Басов завершал работу один, и после ее выхода о нем заговорили как о мастере.

Безусловно, у него был дар, бесценный для режиссера, — образное объемное видение, феноменальная память и то, что можно было бы назвать чутьем. Создавая «скелет» сцены и картины в целом, ее детали и краски он держал в голове и, бесконечно уважая профессионализм других, «правил бал» на съемочной площадке.

К концу 1950-х годов Басов уже снял ряд ярких картин и был весьма успешен. Но личная жизнь дала трещину: с Розой они расстались. Возможно, это было связано с тем, что она не могла иметь детей: Роза болела туберкулезом и считала, что заводить их при такой болезни не стоит… Она осталась одна, а Басов вскоре познакомился со студенткой ВГИКа Натальей Фатеевой. Он искал актрису на главную роль в фильме «Случай на шахте восемь», увидел Фатееву — и потерял голову, едва ли не с ходу сделав ей предложение. Наталья отшутилась: «Сыграю у вас, тогда и решим». Но роман закрутился. Устоять перед его обаянием было невозможно.

С Натальей они поженились быстро, в 1959-м родился сын Володя. Фатеева работала на договоре в Ермоловском театре, на постоянную работу выйти не могла — крутилась в типично женском «беличьем колесе».

В 1961 году Басова ждал невероятный успех: картину «Битва в пути», которую он завершал после смерти режиссера Захара Аграненко, посмотрели 40 миллионов человек только в СССР.

Но успех совпал со страшной трагедией Басова: Фатеева от него ушла. От суицида его спасла работа. Год спустя он выпустил фильм «Тишина», сначала запрещенный госкомиссией, а потом восславленный лично Хрущевым. Окрыленный успехом, Басов начал готовиться к съемкам «Метели». Приехавшая на пробы редкостная красавица Валентина Титова была в то время увлечена другим мужчиной, но Басов, проводив ее взглядом после проб, заявил: «Женюсь!» Он сделал все, чтобы Титову утвердили на роль, и завоевал ее, отобрав у всех... В 1964-м у супругов родился сын Саша, а спустя пять лет — дочка Лиза. После «Метели» Валентина Антиповна сыграла также в «Щите и мече», «Днях Турбиных» и других фильмах супруга. И играла блистательно!

…Об их семейной жизни с Валентиной Титовой изрядно сплетничали. Да, наверное, было всякое, но поначалу были и счастье, и свет, и нежность. Потом — увы, разладилось. И вроде все для счастья было, но их брак подрывался на невидимых и неожиданных минах. Так, после фильма «Бег», например, Басов начал крепко выпивать. Два года семья продержалась, потом — развалилась на острые, режущие осколки. Валентина влюбилась в другого, Басов сходил с ума... Итогом развода стали серьезные проблемы со здоровьем у Валентины Титовой и обширный инфаркт у Басова.

Расставаясь, они оба наломали немало дров. Как-то судорожно делили детей, потом их забрал себе Басов, у детей — у сына во всяком случае — возникла обида на мать, которая потом избывалась годами... Страдали все. Басов одно время не мог снимать, но потом вернулся к режиссуре и выпустил фильм «Факты минувшего дня», в 1982 году удостоенный Госпремии РСФСР. Вскоре ему дали и «народного артиста»… Но все надежды на восстановление после личных трагедий обнулил инсульт. Говорят, едва ли не чаще всех приходила к нему Валентина: ухаживала, кормила с ложечки…

...Теперь он ходил лишь с палочкой, если ходил... Быстро уставал, постоянно преодолевая себя, силясь скрывать, что испытывает боли. У него отказывали руки и ноги, но он не мог перенести чужой жалости. Его новой работой стала лента «Время и семья Конвей». После нее, получив порцию заслуженного триумфа, он слег — болезнь приковала его к постели, и это стало самым страшным испытанием для Басова. А потом, фактически на руках у сына Саши, он перенес еще один инсульт — и все закончилось…

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Черницкий актер, режиссер, писатель:

— По фильмам Владимира Басова можно учиться великому искусству — любви к Родине. Он снимал их без фальши, в его картинах она была невозможна, поскольку сам он, участник войны, прошел высшую школу житейской правды. Его работы отличают и мастерство режиссера, и блистательная игра актеров. В истории отечественного киноискусства режиссер-мастер, как правило, он и актер высокого класса. Чудесным актером был и великолепный режиссер Басов. Какую бы роль ни довелось ему играть, он доводил образ до совершенства.

РЕЖИССЕР

Школа мужества (совместно с М. В. Корчагиным), 1954

Крушение эмирата (совместно с Л. А. Файзиевым), 1955

Первые радости, 1956

Необыкновенное лето, 1956

Случай на шахте восемь, 1957

Жизнь прошла мимо, 1958

Золотой дом, 1959

Битва в пути, 1961

Тишина, 1964

Метель, 1964

Щит и меч, 1968

Дни Турбиных, 1976

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Дети Владимира Басова оказались очень талантливыми: Владимир сыграл сначала в культовой картине «Москва — Кассиопея», а потом еще примерно в сорока картинах. Много лет работает как режиссер, кроме этого, был занят в дубляже. Александр Басов окончил ВГИК и сочетает работу режиссера и сценариста. Издал прекрасную книгу, поскольку отец, увы, не оставил мемуаров... Ну а Лиза стала балериной, а ныне занимается преподаванием в частной школе в Греции. Владимир Павлович Басов похоронен на Новокунцевском кладбище. На мраморной плите, что стоит на его могиле, два куска кинопленки перекрещены — они и крест его, и перепутье непростых его дорог, и наша память.

amp-next-page separator