Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

Задержка авиарейса: что делать пассажиру, права и компенсация

Общество

Российские туристы застряли в аэропорту Антальи почти на 40 часов. Все из-за задержки рейса авиаперевозчика. Что делать в такой ситуации пассажирам и на какую компенсацию они вправе рассчитывать — в материале «Вечерней Москвы».

Что делать, если рейс задержали

Прежде всего нужно узнать причину задержки рейса. Есть два способа, как это сделать прямо в аэропорту.

— Можно обратиться на стойку авиакомпании или к дежурному администратору аэропорта. Там же, кстати, можно получить справку о причинах задержки вылета, — рассказал «ВМ» юрист в сфере туризма Эдуард Шалоносов.

Иногда отметку о задержке рейса ставят на посадочный талон. Такая отметка, как и справка, считается подтверждением того, что рейс действительно задержали. Впоследствии это упростит процесс получения компенсации.

Какие права есть у пассажира

В случае задержки рейса у пассажира появляется ряд прав:

  • на отказ от полета;
  • на взыскание штрафа с перевозчика;
  • на возмещение убытков и компенсацию морального вреда.

Каждым из них он может воспользоваться на свое усмотрение.

Отказ от полета

Пассажир может отказаться от полета. Тогда перевозчик обязан вернуть полную стоимость билета, даже если тот является «невозвратным».

Взыскание штрафа с авиакомпании

В 120-й статье Воздушного кодекса РФ прописано, что в случае, если самолет прибыл в пункт назначения с опозданием, перевозчик должен выплатить пассажиру штраф. Но обольщаться не стоит — выплаты на внутренних рейсах ничтожные: каждый час задержки стоит всего 25 рублей. Так, за задержку рейса на 40 часов вам выплатят всего 1000 рублей.

А вот на международных рейсах, которые выполняют авиакомпании стран, присоединившихся к Монреальской конвенции (Россия к ней присоединилась в 2017 году, а вот полный список), сумма уже посолидней.

— Компенсация за задержку рейса по Монреальской конвенцию может достигать 450 тысяч рублей, — отметил юрист.

Возмещение убытков

Здесь речь может идти о широком перечне убытков, которые возникли у пассажира из-за задержки рейса. Например, компенсация трат на новый билет на стыковочный рейс, проживание в отеле и даже опоздание на деловую встречу.

А путешественники, которые летели чартерным рейсом, купив пакетный тур, могут требовать компенсацию у туроператора в случае продолжительной задержки.

— Если рейс задержали больше чем на 15 часов, то можно говорить об уменьшении стоимости общего турпакета. С претензией нужно обращаться к туроператору, так как именно он отвечает за все, в том числе за перелет, — объяснил «ВМ» председатель Всероссийского объединения туристов Дмитрий Давыденко.

Однако учтите: в случае форс-мажора авиакомпания имеет право не выплачивать некоторые компенсации. Как отмечают эксперты, среди таких «неконтролируемых» обстоятельств — нелетная погода и запрет на вылет от властей.

Какие услуги авиакомпания должна предоставить бесплатно

Пассажирам должны компенсировать неудобства, возникшие из-за задержки рейса. Перечень услуг, которые обязан оказать перевозчик, зависит от длительности заминки. Так, если вылет отложили более чем на:

  • два часа — пассажиров должны обеспечить питьевой водой, доступом в комнату матери и ребенка, а также дать сделать телефонный звонок или отправить электронное сообщение;
  • четыре часа — горячим питанием;
  • шесть часов (ночью) — разместить на ночлег в гостинице, отвезти/привезти в аэропорт;
  • восемь часов (днем) — все выше перечисленное.

При важно понимать, что авиакомпания не имеет права требовать с пассажиров плату за подобного рода услуги.

— При задержке рейса авиапассажир ни за что не платит. Трансфер, перерегистрация, питание, вода, ночлег питание — все это бесплатно за счет виновной стороны, потому что она нарушила свои обязательства, — подчеркнул Шалоносов.

Как получить деньги за задержку

В случае с компенсацией любого рода потребуется направить претензию в авиакомпанию: с российскими перевозчиками подойдет образец на портале Роспотребнадзора, а вот с иностранными сложнее — вам потребуется искать форму в разделе FAQ на их сайтах. Адреса электронных почт также можно найти на веб-страницах авиакомпаний.

Если претензия не будет удовлетворена, то придется обращаться в суд.

Как узнать, где багаж

Нередко из-за перипетий с задержкой рейса теряется багаж. Разумеется, это обнаруживается уже по прилете в пункт назначения.

Как быть в такой ситуации? Первым делом нужно найти специальную стойку «потерянного багажа» — Lost and Found. В большинстве случаев она располагается в зоне прилета или недалеко от ленты выдачи багажа. Вам нужно уведомить ее сотрудников о случившемся, а дальше они расскажут вам, что необходимо сделать.

Если такой стойки нет, то нужно разыскать представителя авиакомпании и сообщить ему о проблеме. Он попросит внести данные об утерянном багаже в специальную форму. Бумага заполняется в двух экземплярах — на английском языке или языке страны, в которую прибыл пассажир.

Учтите, что в любом случае от вас потребуется максимально детально описать, как выглядел утерянный чемодан, а иногда и то, что в нем находилось. После того как ваш багаж найдут, вам позвонят.

А поможет ли страховка

Большинство страховых компаний предлагают услугу страхования от задержки и/или отмены рейса как дополнительную опцию к медицинскому полису выезжающих за рубеж. Такая опция помогает путешественнику обезопасить себя от непредвиденных расходов, связанных с долгим ожиданием перелета.

Работает это довольно просто: если полет задержат или отменят — вы получите выплату (обычно около 500 евро). В среднем такая услуга стоит примерно 400 рублей.

amp-next-page separator