Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Думать сердцем: актер Карэн Бадалов о съемках фильма по мотивам украинских провокаций

Общество

В кинотеатрах идет прокат фильма «Свидетель» режиссера Давида Дадунашвили. Он рассказывает о бельгийском скрипаче, который в начале спецоперации находился на гастролях на Украине. В одном из поселков музыкант стал свидетелем бесчеловечных преступлений. С этого момента он пытается донести правду до всего мира. Главную роль в фильме сыграл Карэн Бадалов. Актер рассказал «Вечерней Москве», как проходили съемки, поделился личными мыслями на главную тему ленты.

Драма показана глазами иностранца Даниэла Коэна — человека, который не понимает язык и мотивы окружающих. Изначально он не занимает ничью сторону, но переживает все происходящие события. Эту роль исполнил Карэн Бадалов. Его герой — бельгиец, который считает себя гражданином мира. О подготовке и сложностях, с которыми актер столкнулся на съемках, о своем отношении к российско-украинскому конфликту Карэн Карлосович честно рассказал в личной беседе.

— Карэн Карлосович, в фильме события происходят на Украине. А где были съемки?

— Это художественная лента, хоть и основанная на реальных событиях. Сценарист Сергей Волков бывал на Донбассе не раз и продолжает туда ездить, поэтому знает, о чем он пишет. Мы все — актеры и члены съемочной группы — смотрели документальные материалы о событиях на Украине, чтобы лучше понять происходящее. Но, поскольку фильм все-таки игровой, съемки проходили далеко от границы с Украиной: Киев мы снимали в Твери, а вымышленный поселок Семидвери — в Угличе. Там очень атмосферная местность и сохранились старинные дома. Часть съемок проходила в воинской части под Москвой. Съемочный период длился не очень долго — от момента, как мне предложили роль, до окончания работы прошло около полугода.

— Как готовились к этому образу?

— Я много читал, смотрел документальные кадры. Кроме того, была очень серьезная техническая подготовка. Мой персонаж — известный музыкант, скрипач с мировым именем. Поэтому мне требовалось освоить скрипку так, чтобы со стороны это не казалось совсем уж смешным. Конечно, в ключевых сценах меня заменяли дублеры. А еще это мой первый и, наверное, единственный фильм, где я по-русски говорю только одно слово: «Нет». Даниэл Коэн разговаривает на английском и французском, который я еще более или менее помню после Института стали и сплавов, в котором учился. А вот английский мне пришлось подтягивать. И на площадке со мной был человек, который помогал с произношением. Присутствовали на съемках и консультанты от Минобороны, которые оценивали, что похоже на правду, а что — совсем выпадает. В целом сложными периодами был как подготовительный, так и съемочный. Все в группе понимали, что мы делаем. Всем до одного было ясно, что в основе сценария кровавая трагедия в Буче! Поэтому члены группы относились к процессу крайне серьезно. Те люди, которые не хотели в этом участвовать, не участвовали.

— Вы имеете в виду, что кто-то из актеров побоялся участвовать в столь патриотичном проекте, отказался от съемок?

— Да, и это естественно. В этом нет ничего особенного. Я думаю, кроме актеров, и часть технического персонала в съемочной группе не пошла на это, поэтому их и не было на проекте.

Вы без колебаний согласились сыграть эту роль?

— Когда я прочитал сценарий, понял, что с актерской точки зрения мне было бы интересно поучаствовать в проекте. А с точки зрения человеческой у меня вопросов не было. Поэтому не было и сомнений.

— Вы любите живопись: до СВО часто ездили в Европу, посещали картинные галереи. Не боитесь, что после выхода фильма на вас наложат санкции и вы не сможете наслаждаться любимым Модильяни в Италии?

— Меня это совершенно не пугает. Если я попаду в когорту людей, которым запрещено выезжать за границу, буду счастлив. Для меня честь оказаться в такой компании.

— В фильме вы играете роль бельгийского скрипача, приехавшего на гастроли в Киев. Ваш герой считает себя гражданином мира, как и вы сам. Изменилось ли ваше отношение к этому понятию после начала спецоперации?

— Я до сих пор считаю себя гражданином мира. Мир ведь соткан из людей, природы и разных других вещей. Люди построили города, страны — и это прекрасно. А границы между ними говорят только о человеческой узколобости. Мы же не можем вдруг взять и отрезать вклад Европы в мировую культуру. Это было бы глупо. Говоря, что я человек мира, я имею в виду, что я человек мировой культуры, к которой относится и живопись, и литература, и философия, и музыка. А узость мышления всегда существовала и будет существовать. Я стараюсь не впадать в крайности, чтобы и самому не стать узко мыслящим человеком. Хотя иногда, конечно, заносит, но пытаюсь себя сдерживать.

— Что вы имеете в виду?

— Когда я вижу определенные кадры по телевидению или в интернете, вроде той же Бучи, и реакцию людей на происходящее, порой во мне просыпается ненависть. И в этот момент я пытаюсь от этой ненависти уйти к пониманию. Нельзя уподобляться тем, кто ненавидит. Это очень сложно, очень тяжело, почти невозможно. Но пытаться надо.

— Какими приемами пользуетесь, чтобы избежать ненависти к инакомыслящим?

— Особых приемов нет — я просто думаю и пытаюсь сопоставлять факты как с одной, так и с другой стороны. А еще с третьей, четвертой, пятой… Я общаюсь с людьми, которых уважаю и мнению которых доверяю. Их точка зрения важна для меня. С ними стараюсь взаимодействовать больше, чем с теми, кто устраивает эмоциональные выбросы, не думая, как это может сказаться на других. Актеры же — люди медийные. Но многие считают, что раз это актер, то, значит, он умный и образованный человек. Что неправда. Очень много актеров, кроме сценариев и пьес, в своей жизни ничего не читали. И когда такие люди начинают делать какие-то громкие заявления, то выглядят глупо. А сами они этого не понимают. А я стараюсь общаться с теми, кто умнее, образованнее и культурнее меня. Я выслушиваю их точку зрения, даже если в чем-то не согласен, и сопоставляю с фактами, которые мне известны. Здесь главное — думать. А делать это можно не только головой, но и сердцем, и душой.

— Вы пытались переубедить или повлиять на «эмоционально реагирующих» близких людей, не разделяющих вашу принципиальную позицию?

— Я не пытаюсь никого переубеждать. И, к счастью, люди, с которыми я общаюсь, не пытаются переубеждать меня. У меня есть друзья и знакомые с противоположным мнением, назовем это так... Но при этом они не уехали из страны. Их дети тоже здесь живут и учатся. Да, они не согласны с многими вещами… Но для них это не повод бросать Родину, уезжать и поливать ее грязью. Наоборот: старайся здесь жить, работать и что-то менять. Не можешь изменить мир — измени хотя бы свой садик.

— Вы играли в фильме о событии, которое еще происходит. Как рассказывать о том, что через какое-то время может быть переосмыслено?

— Особых способов нет, потому что от главных вопросов уйти не получится. Один из таких, который мой персонаж задает антигерою, сыгранному Александром Дьяченко: «А как же совесть?» К слову, Саша сыграл великолепно. Если бы он сделал это, кривляясь, все просто бы посмеялись и все. А самое страшное, когда человек делает подобное достоверно. Так вот, вопрос о совести — это главный вопрос фильма, на который каждый отвечает посвоему. Что такое вообще совесть? В свое время мы с Петром Наумовичем Фоменко, моим учителем, репетировали пушкинского Бориса Годунова. Знаете, как Петр Наумович назвал суть происходящего в драме? Рак совести! Так и тут. Как человек живет с раком совести? Что такое бессовестные поступки? А совестливый человек — это кто? Весь фильм — попытка осмыслить это, приблизить, понять. Такой процесс очень сложный, и я убежден, что у меня не до конца получилось это сделать. Да и всегда, когда смотришь на свою работу, понимаешь, что можно было бы сыграть лучше.

— В начале Великой Отечественной войны режиссеры в спешке заканчивали картины о предвоенном периоде. После этого большая часть лент легла на полку, так как в разгар последовавших событий они уже были не актуальны. Что вы думаете о переписывании истории, переосмыслении свершившихся фактов?

— Посмотрите, что делают... Я читал, что в заявлении на годовщину бомбардировки Хиросимы и Нагасаки генсек ООН ни разу не упомянул о том, что бомбили мирные города американцы. При этом он намекнул, что русские планируют сделать что-то подобное, «безрассудно бряцая ядерным мечом». Что это, как не способ прикрыть свои грехи, переложив их на другого? Конечно, переосмысление будет. Мы сейчас многого не понимаем, живем эмоциями — от факта до факта. Я все равно далеко не проник в суть того, почему это началось и продолжается. В телеграм-канале я подписан на Александра Ходаковского, начальника Главного управления по Росгвардии ДНР. Он был на нашем спектакле «В одной абсолютно счастливой деревне». После этого мы с ним долго разговаривали.

Это очень умный человек! У него несколько образований: он историк и филолог. При этом спецназовец, воевал, многое видел. Крутой дядька! Но он «обременен интеллектом», и от этого ему сложнее. Так вот, он уверен, что если бы все жители ДНР были против переворота, случившегося в 2014 году, если бы все 5 миллионов вышли на улицы, то киевская власть, скорее всего, не решилась бы на военное вторжение. Но вышло-то от силы от 5 до 10 тысяч человек... Все остальные просто сидели дома и сочувствовали. Он сказал, что основная масса людей и сегодня просто ждет, что будет. Поэтому им легко подкинуть какие-то исторические факты, обмануть. Конечно, это будет сделано, более того, наверняка делается уже сейчас. Говорят, что правда всегда где-то посередине. Не знаю. Есть либо правда, либо неправда. А переосмысление точно будет.

— Не боитесь, что фильм утратит свою актуальность?

— Я мало чего боюсь. Боюсь, к примеру, за своих близких, за людей, которых люблю и уважаю. За них я могу переживать, а за себя нет. Согласитесь, все это уже было. И обязательно будет снова. Потому что человеческая природа не меняется. Меняются технологии: средства доставки, способы передвижения. Но суть человека одна и та же. Да, через некоторое время события дня сегодняшнего, возможно, будут трактоваться иначе. Но я в фильме отражаю свой нынешний взгляд, и он такой. Если со временем выяснится, что все было совсем не так, то я приму эту точку зрения. Но это не значит, что я поменяюсь и перебегу на другую сторону. Это не в моем характере.

— Что во время съемок далось сложнее всего?

Сложнее всего далась скрипка. К сожалению, у меня нет музыкального образования, хотя слух и чувство ритма есть. А скрипка — очень сложный инструмент. Теперь, когда я вижу скрипачей в переходах, всегда даю им деньги. Я понимаю, какая это тяжелая и сложная работа, и что у них, скорее всего, не было детства. Со мной на съемках работал профессиональный музыкант, помогавший мне со скрипкой. Он сказал, что правая рука у меня практически профессиональная, а вот правильно действовать левой я так и не научился. До съемок полтора месяца работал над скрипкой и во время съемок продолжал это делать. В какие-то моменты меня все это ужасно бесило. Я хотел выкинуть и разломать инструмент! И в крайний — а в кино никогда не говорят «последний» — съемочный день все друг друга поздравили, накрыли стол, поставили закуску, напитки. И вдруг режиссер Давид Дадунашвили дарит мне эту скрипку! Теперь она всегда будет напоминать об этом непростом периоде в моей жизни. Не поверите, но я иногда прошу музыкантов в театре настроить ее. Сам настраивать не умею. Порой в своей гримерке я просто тихо правой рукой вожу по струнам. Так и не научился играть на скрипке и никогда не научусь, но это занятие меня успокаивает. Скрипка — фантастический инструмент!

— Давайте закончим наш разговор вопросом, ответ на который ваш герой искал на протяжении всего фильма: «Что такое совесть?»

— Это важное для русского человека понятие. Оно есть у Толстого, Чехова, у Достоевского. Но как его сформулировать? Это не про умение быть честным… Непротивление злу насилием? Тоже не то… Открытость к восприятию мира? Вряд ли… Возможность сказать человеку правду, осознавая, что будут последствия? Да, но тут еще и мужество примешано. Ведь можно быть совестливым человеком, но при этом не быть мужественным. Это нормально.

Правда, можно испугаться, не сказать что-то важное и жить всю жизнь с этим... Наверное, тот, кто с подобным живет, мучается и пытается отмолить свои грехи — это и есть совестливый человек. Человек, который способен забыть о том, что сделал, — для меня человек менее совестливый.

— Совесть без чувства вины невозможна?

— Да.

ДОСЬЕ

Карэн Бадалов — актер, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный артист РФ. Родился 28 марта 1965 года в Москве. До поступления в ГИТИС окончил Московский институт стали и сплавов, по профессии не проработал ни дня. Занимался в студии при Театре пластической драмы Гердюса Мацкявичуса. В 1988 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа, в мастерскую Петра Фоменко. Работает в московском театре «Мастерская Петра Фоменко» со дня основания. С 2019 года — педагог актерского мастерства Института культуры и искусств (МГПУ), мастер курса. Лауреат театральных премий «Чайка» и «Золотой витязь», а также премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Театральное искусство» за роли в спектаклях «В гостях у барона Мюнхгаузена», «Король Лир» и «Египетские ночи». Сейчас в фильмографии артиста более 90 ролей.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

  • Коллекционер (драма, 2001)
  • Дальнобойщики (сериал, 2001–2012)
  • Казус Кукоцкого (сериал, 2005)
  • Золотой теленок (сериал, 2005)
  • Елки-2 (комедия, 2011)
  • Склифосовский (сериал, 2012)
  • Война и мир. Начало романа (драма, 2017)
  • Мафия. Игра на выживание (фантастика, 2005)
  • Фото на память (ужасы, 2018)
  • Сын отца народов (сериал, 2013)
  • Право на счастье (мелодрама, 2007)
  • Кремень (драма, 2007)
  • Грозовые ворота (военная драма, 2006)
  • Очарование зла (драма, 2010)
  • Тяжелый песок (драма, 2008)
  • Моя большая армянская свадьба (комедия, 2005)
  • Волки и овцы (драма, 2004)
  • Америка (комедия, 2010) и другие

amp-next-page separator