Фото: Unsplash

Почему люди боятся выбрасывать старые вещи

Общество

Старые вещи заполняют пространство, что-то уже вываливается из шкафов и чемоданов. Выбросить жалко. А хранить негде. Да и надо ли? Чтобы это понять, стоит разобраться не только на полках, но и в своей голове, утверждают эксперты. Подробнее об этом — в материале «Вечерней Москвы».

Вещи покупают, дарят или находят. С каждым предметом связаны воспоминания, эмоции, привычки и материальные расходы. Но жизнь продолжается, обрастая событиями, модными предметами. Поди пойми, что из любимого, «видавшего виды», стоит брать с собой в будущее, как факт личной истории, а чему прямой путь на свалку.

На всякий случай

Подруга на днях решила провести ревизию вконец захламленной квартиры. Процесс затянулся на целый день, в течение которого она позвонила мне раз сто. «Помнишь шляпку, в которой я лет двадцать назад на море ездила?» «Ой, представляешь, на антресолях отрыла колесо отцовского «Запорожца»… надо сделать из него клумбу на даче». «Два нетронутых набора косметики! Тебе не надо?» К вечеру выяснилось, что на помойку о отправились неработающий фен и пара сумок с оторванными ручками. Всему остальному старью Оксана решительно присвоила статус «на всякий случай». В своем трепетном отношении к нажитому она не одинока. Проведенный недавно исследовательским центром сервиса SuperJob опрос показал, что со старыми ненужными вещами с трудом расстается каждый седьмой россиянин, а 12 процентов заявили, что вообще ничего не могут выбросить. Сложнее всего расстаемся со старой одеждой и обувью. Среди других вещей, выкинуть которые рука не поднимается, — музыкальные инструменты, старая бытовая техника, мебель, рабочий инструмент, запчасти и прочая мелочь, от покоцанных кружек до потертой бижутерии.

— Бережное отношение к вещам у жителей стран СНГ обусловлено исторически, — говорит психолог Анна Рязанова. — Оно сформировалось после войны, обострилось, в перестройку.

Тогда люди учились выживать, новую вещь берегли, ценили. Современные люди подсознательно скопировали модель бережливости у мам, бабушек. А как расставаться со старыми вещами, не знаем, этой культуры у нас нет.

Вот и в соцсетях россияне с удовольствием делятся опытом бережливости. «Ненужных вещей нет, — высказывается на одном из форумов Татьяна П. — У меня два шкафа: в одном моя повседневная одежда, в другом — старая, на случай, если затеем ремонт или буду носить ее на даче». «Все должно приносить пользу, — соглашается Олег Точков. — Мои приятели чинят все подряд за небольшие деньги. В гараже хранят старые телевизоры, стиралки, посудомойки из-за запчастей. И жены довольны: муж при деле, а не с пивом на диване».

Опыт прошлых лет научил экономить, запасаться впрок или приспосабливать старую вещь под иные цели. Но в наши дни дефицита нет, напротив — сплошное изобилие.

— Да, сейчас всего в избытке и в разной ценовой категории, — говорит социолог Алексей Егоров. — И общество потребителей столкнулось с проблемой выбора.

Стоишь и не знаешь, какой расцветки купить платье или рубашку. Если дешево или по скидке, многие возьмут и то, и это. А потом увидят третий вариант, лучше прежних.

Вздохнут и приобретут тоже. Вот вещи и копятся в избытке. Некоторые привычки вообще неискоренимы. Недавний опрос одной маркетинговой компании теем ремонт или буду носить ее на даче». «Все должно приносить пользу, — соглашается Олег Точков. — Мои приятели чинят все подряд за небольшие деньги. В гараже хранят старые телевизоры, стиралки, посудомойки из-за запчастей. И жены довольны: муж при деле, а не с пивом на диване».

Опыт прошлых лет научил экономить, запасаться впрок или приспосабливать старую вещь под иные цели. Но в наши дни дефицита нет, напротив — сплошное изобилие.

— Да, сейчас всего в избытке и в разной ценовой категории, — говорит социолог Алексей Егоров. — И общество потребителей столкнулось с проблемой выбора.

Стоишь и не знаешь, какой расцветки купить платье или рубашку. Если дешево или по скидке, многие возьмут и то, и это. А потом увидят третий вариант, лучше прежних.

Вздохнут и приобретут тоже. Вот вещи и копятся в избытке. Некоторые привычки вообще неискоренимы. Недавний опрос одной маркетинговой компании показал, что пакеты из магазина в огромном количестве хранятся дома у подавляющего большинства покупателей. Это необъяснимый феномен! Ведь, отправляясь за покупками, старые с собой не берешь, покупаешь новые. А спросишь, зачем их хранят — отвечают: на всякий случай.

Хаос в головах

Эксперты советуют взять за правило периодически избавляться от ненужных вещей. По словам психолога Елизаветы Левиной, выкидывая лишнее, мы психологически приводим себя в порядок: завершаем гештальты, структурируем мысли.

И в былые времена говорили: чтобы понять, все ли хорошо у человека на душе, нужно заглянуть в его шкаф. Социальный психолог Михаил Касаткин убежден, что вопрос, хранить или выбрасывать старые вещи, имеет глубокие психологические корни.

— Вещи часто ассоциируются с определенными периодами жизни, воспоминаниями или эмоциями, что делает их чем-то большим, нежели просто материальными объектами, — говорит он. — Захламленность часто свидетельствует о нерешенных эмоциональных проблемах. Не все вещи стоит хранить «на память». Вопрос в том, приносит ли вам вещь радость или полезность.

Если нет, возможно стоит подумать о ее устранении. Избавление от ненужных вещей поможет сосредоточиться на том, что действительно важно.

При этом, по мнению экспертов, пожилые люди и молодежь к вещам относятся по-разному. Что и понятно: исторические и экономические причины прошлого довлеют над старшим поколением в большей степени, да и беречь имущество всерьез начинаешь, когда приобрел его на средства, заработанные собственным трудом. Оттого конфликты по поводу тяги пожилых к вещизму — совсем не редкость в наших семьях.

— Моя мама — жуткая барахольщица, — рассказывает москвичка Ольга Савина. — Она не может ничего выбросить. Ни коробки от чего-либо, ни салфетки, ни баночку крема столетней давности. Все завалено барахлом. Открываешь шкаф — на тебя падает то ведро, то какая-нибудь трухлявая полка. Выбросить ничего невозможно, сразу скандал. А мама считает себя просто экономной. Видимо, сказываются проблемы ее трудного голодного детства.

Страсть к бережливости порой играет злую шутку, превращаясь в серьезную психологическую зависимость от накопительства. Сеть в изобилии рассказывает истории, когда пожилые люди превращают свои квартиры в склад собранных на помойках вещей.

— Отцу уже под восемьдесят лет, — рассказывает москвич Иван Соколов. — С прогулок по арбатским переулкам приносит всякое«ценное».

И возмущается: мол, смотри, кожаное пальто кто-то выбросил. А оно потертое — жуть! Плетеными корзинками из-под дорогих букетов и чемоданами со сломанными молниями завалил всю квартиру.

Увы, бывает и так. Клинический психолог Мария Зелина подобное поведение называет синдромом Плюшкина: «За патологическим накопительством часто кроется психическое расстройство — например, депрессия или шизофрения».

— Накопительство играет роль самоуспокоения,— объясняет она. — Если у человека есть какая-то травма, боль, неудовлетворенность и он не готов по каким-либо причинам с ней соприкасаться, то таким образом он отводит себя от истинной проблемы. «Плюшкины» чаще всего ведут скрытный образ жизни, мало коммуникабельны. Это своеобразное бегство от реальной жизни: человек создает свой мир из ненужных вещей. И чем больше этот мир разрастается, тем сильнее человек закрывается от окружающих, замыкается в себе и в своих проблемах. В таких случаях очень важно не давить на человека, взаимодействовать с ним мягко. При данной проблеме эффективна когнитивно-поведенческая терапия, но важно убрать не только следствие, но и разобраться, что послужило причиной такого поведения.

У молодых другие проблемы.

Как показывает статистика опросов, шопинг в наши дни стал для них одним из способов улучшить настроение, поднять самооценку и справиться со стрессом. Многие эксперты считают импульсивные покупки формой поведенческой зависимости.

— Если покупка становится единственной возможностью снять стресс, то это уже проблема, — говорит психотерапевт Ольга Петрова.

— Но после кратковременного удовольствия от импульсивного приобретения товара состояние тревожности все равно возвращается. А шкафы ломятся от вещей, к тому же напоминающих о той или иной неприятной ситуации. Деньги заплачены, вещь новая — выбросить жалко, несмотря на негатив, который она, возможно, вызывает.

Вторая жизнь

Содержимое шкафов, уже не вмещающих одежду, обувь, как и прочие предметы быта, пылящиеся в квартире, следует оценивать не с точки зрения их материальной стоимости, а по степени важности и необходимости присутствия в вашей жизни, утверждают специалисты. Психолог Елизавета Левина рекомендует задуматься, чего вам на самом деле жалко, когда вы не хотите расставаться с ненужными вещами.

— Потраченных денег? Да, но за те же деньги вы вещь все равно не продадите, — говорит эксперт. — Когда вещь выработала свое, ее списывают или продают дешевле. И появятся средства на новые покупки. Или жаль несбывшихся надежд? Чаще всего это касается одежды меньших размеров, которая откладывается в сторонку на случай «когда-нибудь похудеть». Сбросите вес — отлично, нет — купите новое. Это лучше, чем немой укор старого платья.

Совет хорош. Но куда же деть ненужные вещи? Психолог Анна Рязанова считает, что нужно что-то придумать, чтобы человек мог хорошую одежду передавать дальше тем, кому она нужнее. Но экономист Андрей Демин возражает: — Да разве в этом дело? Навести порядок в доме, разобрать хлам на балконе, антресолях, даже в шкафах большинству просто лень.

Вот и складируем до лучших времен, обещая как-нибудь потом этим заняться. А уж когда совсем все вываливаться и проваливаться начнет, тогда — да, хватаясь за голову, разбираем «авгиевы конюшни». Вопрос, куда деть, кому отдать ненужные вещи и предметы, давно решен. Но многим просто лень напрячься, чтобы сделать доброе дело и отдать вещи нуждающимся.

Кстати, на сайте mos.ru размещена подробная информация о том, куда деть ненужные вещи. А по статистике портала открытых данных правительства Москвы, в городе насчитывается порядка 200 комиссионных магазинов и пунктов секонд-хенд.

А если хотите сделать доброе дело, вещи можно передать благотворительным фондам или проектам, которые заботятся о многодетных семьях, воспитанниках детских домов, о малоимущих и беженцах. Еще один способ избавиться от ненужного — принять участие в так называемых фримаркетах, которые периодически проводят на разных площадках столицы. С помощью них вещи получат вторую жизнь у других хозяев, помогут тем, кому они нужны. В любом случае вещи, которые еще могут кому-то послужить, совершенно необязательно нести на помойку. И если озадачиться, вполне реально найти удобный вариант.

Другой вопрос, если с вещью связано какое-то воспоминание о прошлом. Их берегут и хранят совсем иначе, нежели сто пар джинсов и кофточек. Как ни парадоксально, согласно данным SuperJob, не решаются выбросить предметы и вещи, которые олицетворяют воспоминания, всего 6 процентов россиян. Однако опрос ВЦИОМа показал, что семейные реликвии есть у каждого второго гражданина страны.

— У таких предметов совсем иной статус, — считает философ Андрей Чагаровский. — Дорогие сердцу вещи, хранящие в себе память о предках, семейных традициях, действительно уникальная ценность, реликвия для потомков. Их передают из поколения в поколение. Надо видеть разницу: воспоминания не совсем давние могут быть не очень приятными.

Вот и не надо их хранить ни в каком виде! А в случае, когда речь идет о семейных реликвиях, дилемма, выбросить или нет, невозможна. Конечно, хранить! И уж точно не вперемешку с прочим старым барахлом. Эти вещи олицетворяют память, наследие, связь поколений, они дороги, независимо от их материальной стоимости.

Вещь такую нашла и моя подруга, вдруг переставшая мне названивать. Забеспокоившись, набрала ей сама.

«Сижу, — говорит, — на кухне и перебираю стопку открыток из разных городов страны. Дед часто ездил в командировки и оттуда отправлял бабушке весточку.

Знаешь, только сейчас заметила, подписи на них очень лаконичные, но ни одна не повторяется: «люблю», «обнимаю», «скучаю»… Вот их и сохраню. Пусть чувства деда живут. Остальное и правда — ерунда и хлам.

ДЕЛЬНЫЙ СОВЕТ

Ирина Дережова, психолог, действительный член профессиональной психотерапевтической лиги:

— Как решить проблемы с хранением старых вещей, не относящихся к семейным реликвиям? Разделите вещи, которые захламляют вашу квартиру, на три группы.

  1. Это старые вещи, которыми вы не пользовались более пяти лет и не очень их любите, но храните, потому что привыкли к ним. Поставьте перед собой задачу избавиться от них в определенный срок: например, до конца сентября. Сделайте это с удовольствием. Станет просторнее в жилище и свободнее в жизни.
  2. Вещи не очень нужные, но время от времени вы ими пользуетесь. На первом этапе освобождения от вещизма оставьте их в покое.
  3. Это категория вещей, про которые можно сказать: «Не пользуюсь, не понимаю, зачем мне эта вещь, но не выброшу ни за что на свете».

Если у вас такие вещи есть, то у вас есть и психологическая проблема. Люди могут хранить старые вещи, сожалея о прошлом. При этом большинство не признаются в этом. Однако сожаление отравляет жизнь, это реальная проблема, и она чрезвычайно распространена сегодня. Люди сожалеют об утраченных традициях прошлого, о привычках, о людях, с которыми расстались. Но расставание со старым и ненужным — это часть развития. А вот сожаление ведет к регрессу и даже к физическим недугам.

amp-next-page separator