Фото: из личного архива Михаила Шашкова

Продюсер Михаил Шашков: Хороших артистов много, а Богом поцелованных — единицы

Общество

Профессия продюсера в нашей стране еще очень молода. Со стороны она кажется очень привлекательной: можно заработать много денег и завести дружбу с известными артистами. Но суровые реалии киноиндустрии таковы, что много продюсеров в нее приходит, но также много из нее и уходит. Слишком нервная, хлопотная и непредсказуемая оказалась профессия. А еще быть продюсером — это настоящая миссия, потому что порой он наравне с режиссером находит интересные сценарии, открывает новые таланты и, самое главное, дает жизнь фильму. Делает все, чтобы проект увидело как можно большее число зрителей.

Михаил Шашков работает в кинопроизводстве давно. На открытый российский кинофестиваль «Волгоградский факел» он привез свой фильм «Один настоящий день», который снял режиссер Георгий Шенгелия. Фестиваль проходил при поддержке администрации Волгоградской области. Фильм «Один настоящий день» получил Гран-при.

— Михаил Николаевич, поздравляю вас с получением главного приза! Радостно то, что фильм берет почти на всех фестивалях награды. Вашему продюсерскому чутью можно только позавидовать. Почему выбор пал на режиссера Георгия Левановича Шенгелию?

— С Георгием Шенгелией мы дружим более 40 лет, я работал и раньше в его картинах, а потом он ушел в педагогику, преподавал режиссуру и не снимал несколько лет. А когда он принес сценарий и сказал, что знает, как его снять, я воспринял эту новость с радостью. У меня не было никаких сомнений. Мы нашли интересную локацию в городе Ярославле и приступили к съемкам.

— В картине играет Александр Робак, актер очень узнаваемый. Сыграл он великолепно, но вопрос такой: почему продюсеры предпочитают популярных актеров и не хотят работать с малознакомыми для зрителей артистами? Почему отдается предпочтение медийным личностям?

— Во-первых, Саша долго отказывался. У него было много работы, и он свой отказ мотивировал тем, что роль бизнесмена-бандита уже играл. Но все-таки Георгий его убедил. Он нам не отказал и сыграл, как вы сами увидели, отлично.

Во-вторых, есть такое понятие, как прокат. Так как денег на этот проект было очень мало, я договорился с платформами и дистрибьюторами, мне дали необходимую сумму, чтобы завершить проект. И когда спрашивали, кто будет сниматься, я сказал, что Александр Робак, Евгений Ткачук, Петр Федоров. Фамилии внесли в договор. Если бы актеров не было на площадке, финансирования могло бы не произойти. Это очень важно для проката в кинотеатрах и для платформ — медийные лица.

Если помните фильм «Питер FM», то там Владимир Машков вошел в кадр в трениках всего на 40 секунд, но в титрах он шел первым, и его участие помогло собрать приличную кассу, хотя это был чисто маркетинговый ход. Здесь работает продюсерская технология, в кинопроизводстве подобные тонкости надо учитывать. А что касается новых лиц, то у нас в картине есть и молодые актеры: Иван Злобин, Егор Трухин и другие. Они пока еще не такие медийные, но все — талантливые ребята и очень перспективные. Наш фильм — это для них прекрасный старт. У нас вообще был долгий и тщательный кастинг, чтобы после хорошо сыгранной роли в дальнейшем актер оказался замеченным.

А если по-честному, то интересных и одаренных людей было всегда немного. И даже если вспомнить советское время, то можно по пальцам перечислить талантливых артистов. Хороших артистов много, а Богом поцелованных — единицы.

— У фильма много наград, помогают ли призы прокату или это совершенно не влияет на продажу проекта?

— У нас не было финансирования для хорошей рекламы, а без нее мощный прокат практически невозможен. Картину мы сначала показали в кинотеатрах, кое-что собрали. А потом, когда я отдал ленту на платформы, мы закрыли все долги и даже что-то заработали.

По поводу призов. Поскольку деньги давал Минкульт, то я всегда сообщал туда о каждом призе и награде. И это, безусловно, влияет на финансирование в будущем. Вот недавно мы подали для поддержки в Минкульт два детских проекта, в которых будут участвовать очень популярные актрисы: Елена Лядова, Ирина Пегова, Анна Ардова. В Минкульте учитывают все — и награды, и участие популярных артистов.

— Получается небольшое противоречие: вы говорите, что у вас почти всегда довольно скромный бюджет, а приглашаете в проекты самых дорогих актеров.

— Дело в том, что, например, детский проект будет сниматься прямо под Угличем, в деревне у моих одноклассников. Очень красивая локация, из дома калитка выходит прямо на Волгу, и на объекты мы ничего не тратим. Картина сама по себе бюджетная, но во многом участие звездных актеров — это личные продюсерские договоренности. Вот так — пришел человек с маленьким бюджетом и пригласил в свой проект медийных актеров — это, конечно, нереально. Здесь во многом играют большую роль многолетняя дружба, хороший сценарий и договоренность о будущих совместных проектах.

— Очень хочется отметить ваш детский фильм «Солдатик». Вы сами нашли сценарий? И правда ли то, что сегодня детское и молодежное кино убыточно?

— Этот сценарий предложили Алла Ильинична Сурикова и режиссер Виктория Фанасютина. Мне эта история пришлась по душе, и моя задача оказалась в том, чтобы снять бюджетное кино. Нам удалось успешно снять его в Белоруссии.

По поводу убыточности детского кино: картину купили канал «Россия», питерский Пятый канал, китайские прокатчики. Фильм каждый квартал на платформах приносит неплохие деньги, поэтому я не соглашусь с убеждением, что детское и молодежное кино сегодня не приносит денег. Это ошибочное мнение. Например, фильм «Батя», где снялся Андрей Андреев, который сыграл в «Солдатике», заработал в прокате полмиллиарда рублей при очень скромных затратах на производство.

— Почему фильм «Солдатик» вы снимали в Минске? В России не нашлось интересных мест?

— Потому что в Белоруссии нам удалось уложиться в небольшой бюджет. На первый взгляд, это может показаться дорого, но у нас по сюжету была военная история: танки, взрывы, пиротехника. Историческое кино дешево снять очень сложно. Мы подобрали на минской студии военную форму, довоенные костюмы. Из «Беларусь-фильма» у нас работали очень хорошие профессионалы, я привез только режиссера и оператора, все остальная группа была из состава местных кинематографистов. В Белоруссии снимать очень комфортно, я снял там уже три фильма.

— Вы снимаете в Белоруссии, в Ярославле, а как вы смотрите на то, что под Москвой, в Красной Пахре, буквально на днях открыли новый кинокластер?

— Я думаю, что это реально поможет в съемках. Когда режиссер Евгений Серов, с которым мы совместно делали сериал «Боец», снимал фильм «Портной из Бруклина», то ему пришлось ехать снимать Америку в Болгарию. В Софии построили такой же огромный кластер, и туда едут кинематографисты со всего мира. В тот момент, когда делался «Портной», в соседнем павильоне снимался Сталлоне, потому что в Голливуде арендовать такой же павильон оказалось намного дороже.

По поводу московского кластера. Я думаю, что это здорово, потому что у нас единственная площадка на «Мосфильме». И она уже отработана со всех сторон. Я там семь раз снимал, каждый булыжник снят-переснят. Поэтому огромные площадки под Москвой, на которых можно будет вольготно работать, встречены кинематографистами с энтузиазмом. Конечно, там надо строить гостиницы, чтобы не тратить время на московские пробки, а просто приезжать, заселяться и сниматься. Но думаю, что необходимые условия учитывались, когда строился кластер.

— Вы обмолвились о сериале «Боец». Наверное, приятно было встретиться на фестивале в Волгограде с Александром Пашутиным? Он там потрясающе сыграл. В этом фильме и вы снялись в небольшой роли.

— Мы были очень рады с Александром Сергеевичем увидеться и повспоминать былые времена. Сериал «Боец» — это целая эпопея. Если начать издалека, я заканчивал Школу-студию МХАТ и работал в театре до 1992 года. В 1998 году Георгий Шенгелия пригласил меня сниматься в свой фильм «Классик» и заодно поработать на посту замдиректора. На следующий проект Алексей Гуськов пригласил меня работать директором в картине «Мусорщик». А вот уже сериал «Боец», в котором я сыграл небольшую роль, стал моим первым фильмом, где я начал работать исполнительным продюсером. Именно с него началась моя профессиональная карьера продюсера.

«Боец» — это моя первая продюсерская работа, и, если можно так выразиться, во время съемок пришлось проявить свои бойцовские качества. Сериал снимали в Апшеронске на территории зоны строгого режима и в СИЗО Новочеркасска. В Апшеронске нам пришлось работать на одной территории с настоящими заключенными, их лица попали в кадр, поэтому фильм смотрится реалистично. Было много пиротехнических трюков и взрывов. Мы снимали возле моста и не знали, что там недалеко находился режимный объект. Режиссер Евгений Серов попросил, чтобы было красиво, и пиротехник так рванул, что прибежали охранники и нас задержали. Все было официально, нас подержали некоторое время и отпустили, но попросили отъехать подальше от объекта.

С Александром Пашутиным мы с удовольствием на фестивале об этом вспоминали. Съемки порой проходили в экстремальных условиях — это невозможно забыть. Надеюсь еще с ним поработать в других проектах. Пашутин — потрясающий актер.

— И последний вопрос: на какой следующий фестиваль повезете «Один настоящий день» в ближайшее время?

— Картина сейчас отправляется к зрителям в Луганск, Донецк, Мариуполь. Там живет наш российский зритель. Надеюсь, что картина им понравится.

amp-next-page separator