Фото: Дарья Соколова / Вечерняя Москва

По коням: как лошадей готовят к службе в столичной полиции

Общество

Самый первый конный патруль в Москве появился в далеком 1731 году. Прошло почти триста лет, но до сих пор на улицах мегаполиса можно встретить конных полицейских, охраняющих порядок, гордо разъезжающих на холеных скакунах и пресекающих преступность. «Вечерняя Москва» посетила 1-й специальный полк полиции ГУ МВД России по городу Москве и выяснила, как учат лошадей нести службу, которая, как поется в известной песне, и опасна, и трудна.

Самый большой полк

Центральная база конной полиции находится в нескольких шагах от станции метро «Аэропорт». Комплекс зданий, в котором располагается 1-й специальный полк, построили после Второй мировой войны немецкие военнопленные. Другие стационарные базы располагаются вблизи лесопарков, где несут службу полицейские-кавалеристы: Царицыно, Измайлово, Кузьминки, Лосиный остров, Коломенское, Битцевский лесопарк и другие парки и заповедники города.

Сотрудники 1-го специального полка выполняют различные задачи в соответствии с оперативной обстановкой в Москве.

По словам заместителя командира роты 1-го специального полка полиции ГУ МВД России по городу Москве майора полиции Елены Прохоренко, сегодня столичный конный полк является самым большим не только в нашей стране, но и во всей Европе.

В полку есть особая специфика — это кавалерийская составляющая. Сотрудники несут службу с использованием служебных лошадей, соответственно, их должность так и называется: полицейский-кавалерист.

— Они, как и остальные сотрудники ОВД, охраняют общественный порядок и обеспечивают общественную безопасность, но только в парковых зонах, возле стадионов во время матчей и других мероприятий. Сложность работы специалистов такого звена заключается в том, что нужно научить лошадь нести службу, в то время как эти животные изначально не являются служебными и их нужно всему обучать, — пояснила Прохоренко.

Структура полка

В составе полка два батальона: 1-й кавалерийский и 2-й, которые несут службу с использованием лошадей. Третий батальон — пеший, он работает без животных, пояснила Елена Прохоренко.

— Есть также туристическая полиция, ее можно встретить в центральных районах города. Особенность этих сотрудников в том, что они свободно владеют несколькими иностранными языками, поэтому туристам из других стран смогут оказать необходимую помощь на их родном языке, — пояснила собеседница «ВМ».

Чтобы перевозить по столице взрослую лошадь, чей вес в среднем достигает чуть больше полутонны, нужны специализированные машины.

— Такой транспорт способен одновременно уместить шесть голов конского состава, — заметила Прохоренко, указывая на пикапы с прицепами Featherlite, расположившиеся на территории полка.

Примечательно то, что подобные коневозы есть только в распоряжении 1-го СПП на центральной базе.

Фото: Дарья Соколова / Вечерняя Москва

Жесткий отбор

Для отбора лошади, которая будет проходить службу в полку, создается специальная комиссия, в которую входят кавалеристы, ветеринарные врачи и руководители кавалерийских подразделений. Об этом «ВМ» рассказал начальник отделения ветеринарной службы первого специального полка полиции ГУ МВД России по городу Москве майор полиции Алексей Панфилов:

— Комиссия выезжает к конезаводчикам и совместно отбирает подходящую для службы особь. Как правило, из 25–30 представленных в полк уезжает не более десяти голов.

На самом деле крайне тяжело сразу определить, какой конь будет соответствовать всем параметрам, подчеркнул собеседник. В связи с этим упор делается на состояние здоровья, внешний вид животного и уравновешенность его нервной системы.

Предпочтение отдается жеребцам, из которых впоследствии делают меринов. Кобылы в силу своих половых особенностей нести службу на регулярной основе не очень приспособлены, и это, как признались сотрудники, никак не связано с их строптивостью.

— Нести службу животные могут до 16 лет. Но этот срок можно продлить, в случае если повторная комиссия решит, что здоровье животного позволяет это, — добавил Алексей Панфилов.

Эти кони — гордость полка

Примером неистового желания продолжать службу, будучи уже пенсионером, является конь Пепел, которого нам продемонстрировали в качестве одного из стойких представителей конной полиции. Сотни раз участвовавший в соревнованиях и показательных выступлениях 16-летний мерин темно-гнедой масти, один из немногих служебных коней обученный нетипичным для службы командам: сидеть, лежать, выполнять «свечку» и невероятно сложный испанский шаг — шаг с выносом вперед параллельно земле вытянутой передней ноги. Каждое из этих упражнений Пепел учил от года до трех лет.

По словам полицейского-кавалериста и прапорщика полиции Анастасии Судаковой, обучить лошадь таким нетипичным для них позициям — задача не из простых:

— Тем не менее, помимо Пепла, у меня еще две лошадки учатся выполнять все эти команды.

Но все же главное, чтобы строевой конь был способен выполнять профессиональные задачи. А чтобы животное ничего не боялось, ему приходится преодолевать страхи.

— Лошади должны спокойно вести себя в непогоду, при взрыве фейерверков, во время спортивных мероприятий, в шумных местах. И этому мы их тоже обучаем, — добавила Судакова.

Самое интересное в манеже

Будущих кавалеристов куют именно здесь. Ежедневно в манеже стажеры отрабатывают разные техники верховой езды и обучаются премудростям несения службы на лошадях. Тут же, в манеже, проходят подготовку молодые лошади.

Их приучают не бояться взрывов, толпы, огня, посторонних предметов, животных, преодолевать минимальные препятствия. После тщательной подготовки строевой конь проходит обязательный экзамен, по итогам которого комиссия выносит решение: готов к службе или нет.

Видео: Дарья Соколова / Вечерняя Москва

Как выяснилось, коня может напугать даже фантик из-под конфеты. По словам сотрудников, ничего странного в этом нет, ведь лошадь — это травоядное, значит, по натуре пугливое животное, которое нужно ко всему приучить.

А чтобы полученные знания усваивались лучше и конь не халтурил, его даже за минимальный успех поощряют различными вкусностями: морковью, яблоком или сахаром.

Фото: Дарья Соколова / Вечерняя Москва

Профессиональный тандем

Лучше всего, когда у коня и кавалериста профессиональный тандем. В таких случаях животное прекрасно чувствует настрой и команды компаньона, а в некоторых случаях может предупредить или защитить своего напарника, рассказала майор полиции Елена Прохоренко.

— Кавалеристы всегда несут службу парами. Самые частые причины, по которым конный патруль может обратиться к гражданам, — это пресечение незаконного разведения костра в лесопарковых зонах или распитие алкогольной продукции. Граждане, которых просят прекратить употребление спиртного, зачастую реагируют очень агрессивно. И первое, что они пытаются сделать, — причинить вред лошадям. Например, снять оголовье, чтобы животное стало неуправляемым. Опытный конь, зная эти приемы людей, не позволит так сделать и поднимет голову высоко, чтобы посторонние ее не коснулись, — пояснила специалист.

Более того, лошади прекрасно чувствуют агрессию и начинают обозначать свои границы. То есть конь может развернуться к дебоширу, который пытается нанести вред ему или кавалеристам, и предупредить, что сейчас последует удар двумя кованными копытами, что может привести к крайне тяжелой травме, добавила Прохоренко.

Что же потом?

В головах многих людей есть убеждение, что после завершения службы лошадей отправляют на колбасный завод или, того хуже, усыпляют. Благо обе версии — всего лишь плоды больного воображения масс, ведь на самом деле после завершения карьеры по приказу конь может перейти либо в дар кавалеристу, работавшему с ним, либо после прохождения определенной процедуры быть направлен в экопарки, где будет находиться на заслуженном отдыхе.

amp-next-page separator