День кинологической службы: как в МВД делают из собак настоящих сыщиков
Сюжет:
Эксклюзивы ВМРоссийские кинологи 21 июня отмечают свой профессиональный праздник — День кинологической службы МВД. В этом году уникальному подразделению полиции исполняется 115 лет. Накануне праздника корреспонденты «Вечерней Москвы» побывали в Центре кинологической службы главного управления МВД России по Москве (далее ЦКС — прим. «ВМ»), где им показали, как из обычных щенков получаются настоящие сыщики.
У каждого свой профиль
Несколько десятков полицейских работают в управлении с питомцами. Благодаря острому нюху собак и многочасовым тренировкам с ними правоохранители раскрывают самые сложные и запутанные преступления. Взять след пропавшего человека или злоумышленника, найти наркотики, оружие и даже взрывчатку — всему этому обучают пушистых помощников с самых юных лет.
Начальник отделения по разведению и выращиванию щенков майор полиции Вера Бунина рассказала, что для содержания служебных собак в центре созданы все условия: чистые и просторные вольеры, ветеринарное отделение, свежий корм и площадка для тренировок. А рядом находится огромный лес.
Попадают в центр собаки еще щенками: их либо разводят, либо закупают. Преимущественно это немецкие овчарки рабочего разведения, бельгийские малинуа, ротвейлеры и лабрадоры. С первых дней жизни и до года животные проходят длительный и тернистый путь обучения. После чего из ЦКС выпускаются первоклассные сыщики.
В дальнейшем служебные собаки способны найти не только оружие или наркотики, но и взять след пропавшего человека. Однако в МВД предпочитают обучать животных чему-то одному: либо поиску взрывчатых веществ, либо — наркотиков. По словам кинолога Буниной, подобный подход дает максимальный эффект.
Учиться и улучшать свои навыки в ЦКС приезжают кинологи-стажеры из разных округов столицы. Остаться здесь — мечта каждого из них, так как требования и уровень профессионализма в подразделении очень высокие.
За каждым новоприбывшим закрепляется щенок, который подбирается индивидуально — по темпераменту и характеру владельца. Вместе кинолог и четвероногий напарник в школе «Щенячий патруль» (при ЦКС) начинают обучаться всем необходимым мерам, командам и установкам, которые в будущем помогут им работать в тандеме для поиска и поимки преступников.
— До года щенок должен пройти несколько этапов развития: тренировки, специальный режим, экологическая социализация и адаптация к городской среде. Очень важно, чтобы рядом с четвероногим был грамотный специалист-кинолог, который в период воспитания не допустит ошибок. Ведь если собака выучила неверную установку, которая мешает дрессировке, исключить эту привычку уже фактически невозможно, — призналась Бунина.
В процессе обучения решающую роль играют в том числе порода и генетика животного. Бельгийские малинуа очень активные и драйвовые, немецкие овчарки более спокойные, а вот ротвейлеры — интеллектуалы.
— Несмотря на его интеллектуальность, ротвейлеру сложнее всего объяснить ту или иную задачу, но если он усвоил ее, то это уже навсегда, — подчеркнула Бунина. — Немецким овчаркам в данном случае сложнее: им нужно долго объяснять, а потом постоянно напоминать пройденный урок. Малинуа усваивают все быстрее, но есть у этой разновидности собак весьма большой недостаток: они не прощают ошибок. Стоит подкрепить что-то ненужное в поведении — и она запомнит это на всю жизнь. А это будет трудно искоренить.
Методика дрессировки в центре применяется бесконфликтная, механика и принуждение не используются, специалисты пытаются договариваться с щенком.
Самой многофункциональной является немецкая овчарка: она хороша при поиске запрещенных веществ, оружия и человека. «Бельгийцы», так уж сложилось, хорошо берут след, то есть они используются на целевых объектах. А ротвейлер попадает впоследствии в конвойную службу, поскольку специфика этой породы подразумевает защиту. При этом если с собакой не заниматься до года, то все природные инстинкты притупляются.
Франки, sitzen!
Лучше всего команды, которые четвероногий должен усвоить, воспринимаются на немецком языке. Данную методику Вера Бунина вот уже 20 лет практикует на своих питомцах. И признается, что в ЦКС многие переняли у нее этот опыт.
— Немецкий более яркий, слова в нем короткие и лучше воспринимаются собакой. Например, когда мы говорим псу «Сидеть!», то как будто его упрашиваем, а вот аналогичное слово на немецком (Sitzen!) звучит коротко и более властно, — пояснила она.
В целом же собаки понимают и русский, и немецкий язык.
Сама Бунина совмещает свои профессиональные обязанности с дрессировкой собственных питомцев. Франкенштейн — ее особая гордость. Это молодая малинуа, которую используют преимущественно при поисках наркотических средств. У Буниной был долгий путь выстраивания отношений с этой своенравной собакой, которая отличалась капризностью и непослушанием.
— Казалось бы, я сама обучаю кинологов тому, как работать с питомцем, а моя собственная собака не хотела меня слушать. Где-то полтора года ушло на то, чтобы мы стали с ней компаньонами. Сейчас мы с ней друзья! — с улыбкой призналась Вера Александровна.
Питомцы из ЦКС часто выступают на различных соревнованиях, именно они попадают в защитный раздел во время крупных мероприятий на Красной площади и иных важных объектах Москвы.
В центре при «Щенячьем патруле» воспитывается новое поколение будущих сыщиков. К ним особую любовь проявляют дети, которые во время соревновательных выездов получают возможность потрогать щенков, а последние в свою очередь адаптируются к окружающей среде, что считается очень важным навыком для будущей их профессии.
Более того, щенки и взрослые особи стали заядлыми гостями всевозможных показательных выступлений — не раз своим профессионализмом воспитанники ЦКС покоряли делегации из разных стран СНГ и Азии.
Немного мифов
Бытует мнение среди непросвещенной прослойки общества, что кинологи, дабы обучить собаку поиску наркотиков, должны «подсадить» ее на эти вещества. Развенчать этот миф взялся начальник Центра кинологической службы главного управления МВД России по Москве Алексей Фомин. Он заверил, что все эти предположения являются предрассудками и домыслами.
— Мы приучаем собак к запаху. Есть специальные безопасные имитаторы наркотиков и взрывчатых веществ, благодаря чему этот процесс становится возможным. На имитатор кладется кусочек корма. Когда пес его съедает, то вдыхает специфический запах наркотиков или взрывчатки и запоминает его, — пояснил Фомин.
Фокус в том, что в самих имитаторах ни грамма запрещенных веществ нет. Затем процесс усложняется: грамотный четвероногий сыщик должен не только вынюхать закладку, но и указать на нее.
А для этого пес учится обозначать позу, которую он применит, когда найдет закладку. Обнаружив объект, собака садится, ложится, либо зависает над ним.
Очень важно после удачной находки вовремя поощрить верного помощника: дать мячик или угостить вкусняшкой.
Еще одним большим заблуждением является мнение о том, что после восьмилетней службы (а в среднем собаки-сыщики служат около восьми лет) питомца усыпляют либо бросают на произвол судьбы:
— Если предельный восьмилетний срок службы закончился, но после проведения обследования ветеринар дает заключение, что питомец еще в строю, мы продлеваем на год период службы.
Когда же питомца списывают, то кинолог забирает его домой и ухаживает за ним. Если такой возможности у специалиста нет, тогда проходит длительный и сложный процесс передачи собаки новым владельцам. Но до конца жизни питомца экс-хозяин продолжает следить за его судьбой и оказывать всяческое участие.
Немного цифр
Всего в Центре кинологической службы главного управления МВД России по Москве одновременно воспитывается и дрессируется не менее 120 собак. В то время как самих сотрудников куда меньше.
В целом по округам Москвы насчитывается около семи сотен собак-сыщиков, которых применяют для различных задач. И это самая большая цифра в Европе. Для сравнения: в Париже собак-сыщиков насчитывается не более семи.
Интересные факты
- Настоящая чистокровная немецкая овчарка изначально была черного окраса, иногда серого, и лишь позже появились подвиды с подпалом.
- В ЦКС пытаются возродить именно черный подвид. По словам Алексея Фомина, именно такие собаки лучше всего проявляют себя в поисковых работах и на различных соревнованиях.
- Научиться управлять самолетом куда проще, чем собакой. В самолете вся система выстроена таким образом, чтобы помочь пилоту сориентироваться. А в работе кинолога нужно научиться управлять инстинктами непредсказуемого животного.
- В работе с собаками применяются психологические науки, философия и даже физиономика.