Фото: АО «Мосинжпроект»

Живет, поет, звучит знаменитый «Геликон»

Общество

Erid: LjN8Jyf2Z

Сегодня историческое здание желтого цвета на Большой Никитской знает каждый театрал. Здесь, со сцены «Геликон-оперы», звучат бессмертная классика, советские песни, динамичный джаз, детские и юношеские голоса, приезжают покорять сердца московских поклонников разных музыкальных жанров коллективы из других городов и стран… За восемь лет музыкальный театр «Геликон-опера» стал площадкой для ярких и смелых экспериментов его художественного руководителя Дмитрия Бертмана, галереей для проведения выставок, залом, где звучат оперы, проходят концерты. Где дают лучшие музыкальные спектакли. «ВМ» рассказывает, как театр получил историческую площадку.

Фото: АО «Мосинжпроект»

Второе рождение усадьбы

Трудно поверить, но всего этого могло и не быть. Вряд ли кто из артистов захочет вернуться лет на десять или чуть больше назад, когда «Геликон-опера» ютилась в маленьких помещениях крошечного здания на Новом Арбате. Несколько лет театр не мог получить собственное помещение — историческое здание на Большой Никитской попало в список долгостроев. Оттуда, из возможной пропасти и забвения, его вытащило решение столичных властей подойти тщательно, скрупулезно к реставрации и реконструкции усадьбы Шаховских — Глебовых — Стрешневых на Большой Никитской улице.

В 2014 году столичные власти заявили о возобновлении работ. Управляющей компанией по реконструкции театра «Геликон-опера» и генеральным проектировщиком объекта выступил инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект». С этого времени начался новый этап в истории здания.

Видео: АО «Мосинжпроект»

Переживая второе рождение, усадьба благодаря стараниям «Мосинжпроекта» преобразилась. Существующие здания надстроили и расширили. Раньше площадь театра немногим превышала три тысячи квадратных метров. Современные решения позволили увеличить ее в пять раз — до 13,5 тысячи «квадратов». Специалисты решили преобразить внутренний двор в большой зал «Стравинский». Он может вмещать до 500 зрителей.

Фото: АО «Мосинжпроект»

Красное крыльцо внутреннего двора превратилось в ложу для почетных гостей. Бывшую входную группу усадьбы Глебовой — Шаховской — Стрешневой полностью сохранили, укрепив фальшстеной. Настоящими в этом внутреннем дворе, превращенном в большой зал театра, кажутся окна. Их словно раскидала по стене чья-то небрежная рука, сделав слегка асимметричными. В окнах установили специальные панели, которые при необходимости создают дополнительные декорации-изображения в зале.

Фото: wikipedia.org / Shakko / CC BY-SA 4.0

Есть и другие залы в «Геликон-опере». Белоколонный, например, восстановленный по технологиям XIX столетия, получил имя княгини Шаховской. В свое время, между прочим, здесь дирижировал Петр Чайковский, пел Федор Шаляпин, а Александр Пушкин читал свои стихи. В нем специалисты кропотливо восстановили лепнину. Реставрировали ее без малого три года вручную. Облагородили новым хрусталем и 380-килограммовую люстру.

Были и свои ноу-хау. Например, итальянскому мрамору соседство при реставрации отделки величественных колонн составил гипс. За счет его использования старинные опоры нарастили, получая в течение полугода дополнительные слои. Благодаря кропотливому труду специалистов колонны выглядят так, как пару столетий назад.

Фото: АО «Мосинжпроект»

Строители восстановили купол малого зала, колонны из искусственного мрамора, люстры, торшеры, бра. Пол в парадных залах и вестибюле украшен художественным паркетом, инкрустированным редкими породами дерева.

Неповторимая акустика

Каждый театр славится уникальным сочетанием истории и новаторства. В «Геликон-опере» самый узнаваемый символ — акустические системы, похожие на инопланетные корабли. Для того чтобы голоса артистов и музыкальных инструментов звучали в полную силу, звонко, чисто, красиво, разработали оригинальные отражающие звук устройства, названные «геликонами». Смонтировали устройства под необычным потолком. Сам он похож на звездное небо. Такое впечатление создают тысячи вмонтированных в потолок маленьких лампочек.

Фото: АО «Мосинжпроект»

Звучит в залах московского музыкального театра даже настоящий колокольный звон: в глубине сцены установлено шесть колоколов. Их специально отлили в Воронеже для театра. Вес самого большого колокола составляет 260 килограммов.

Есть и еще одно оригинальное решение. По бокам от зрителей и сцены установили деревянные короба, в которых шуршит специальная галька. Благодаря такому решению звучание приобретает свою особую мягкость.

Сменить вид за минуты

Сцену музыкального театра специалисты «Мосинжпроекта» оборудовали уникальными механизмами: подвижно-опускные платформы, перемещающийся в двух плоскостях круг, превращающийся в спираль, уникальные «танцующие» штанкеты. За несколько минут здесь полностью меняются пространство сцены и декорации.

Фото: АО «Мосинжпроект»

Оркестровая яма с подъемно-опускной платформой грузоподъемностью 34 тонны позволяет увеличить авансцену. Общий вес оборудования нижней механизации составляет 240 тонн. Световое и звуковое оборудование имеет четыре софит-моста и управляется с помощью самых передовых систем на базе локальных цифровых сетей, имеет сложнейшую оптическую технику, интеллектуальные программируемые приборы, системы динамического света.

Примененные при реставрации и реконструкции технологии сами артисты и художественный руководитель театра Дмитрий Бертман не раз называли настоящими подарками для театра. Все артисты многократно благодарили столичные власти за решение провести реставрацию дома, который двести лет назад пережил нашествие Наполеона.

Народный артист России Дмитрий Бертман, художественный руководитель и основатель «Геликон-оперы», поставивший десятки спектаклей в России и за рубежом, в том числе в Австрии, Германии, Финляндии, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Канаде, Новой Зеландии, Франции, Швеции, Эстонии, искренне признается, что любит именно свой театр.

— Здание на Большой Никитской стало известно на весь мир. Оно красивое, функциональное, с особой исторической зоной и современным уникальным залом, с великолепной сценой, — отметил он. — Наша труппа после открытия еще несколько лет находилась в большом воодушевлении, рассказывая всем о том, в каком здании они работают, как благоустроены улицы вокруг. Все счастливы, и я тоже. И когда меня спрашивают, какая моя любимая постановка, я отвечаю, что это сама «Геликон-опера». Хотя и не я ее автор.

Художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман во время сбора труппы театра перед открытием 33-го сезона / Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва

По его словам, у этой постановки есть много соавторов…

— Но главный художественный руководитель — мэр Москвы Сергей Семенович Собянин. Именно он принимал решение о том, чтобы наш театр получил такой изумительный облик. Он сам контролировал процесс строительства, строго следил за тем, чтобы все было в срок. Личное участие принимали руководители столичного Стройкомплекса, приезжая на стройку, общаясь с инженерами и рабочими, — продолжил Дмитрий Бертман.

Награды и признание

Восемь лет назад, когда коллектив театра дал первое в исторических интерьерах представление, президент России Владимир Путин назвал событие знаковым для всего культурного сообщества страны.

— Командой московских строителей, инженеров, рабочих, реставраторов была проделана большая кропотливая и во многом уникальная работа, благодаря которой «Геликон-опера» по своим техническим характеристикам не уступает ведущим сценическим площадкам мира, — заявил в 2015 году глава государства.

Фото: АО «Мосинжпроект»

И это полностью справедливая оценка проделанной работы, за которую холдинг «Мосинжпроект» был удостоен ряда престижных премий: проект реставрации Московского музыкального театра «Геликон-опера» признавался победителем в номинации «Лучший проект реконструкции (реставрации) объекта культурного наследия» профессионального конкурса НОПРИЗ, был признан «Лучшим реализованный проект строительства объектов культурно-просветительного назначения» ежегодного конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства» по решению городской конкурсной комиссии.

Реклама

amp-next-page separator