Леонид Бельский держит чернильный набор из мрамора и бронзы, произведенный в России и датированный XIX веком / Фото: Игнат Соловей

Куплю чернильницу Цезаря

Общество

Коллекцию чернильниц, насчитывающую более 400 экземпляров, собрал москвич Леонид Бельский. Среди письменных принадлежностей встречаются настоящие редкости, достойные музейных экспозиций.

Коллекционированием старинных чернильниц Леонид Бельский занимается более 20 лет. Сегодня его собрание насчитывает более 400 экземпляров, некоторые из которых датируются XVII веком.

В поисках редкостей

Любовь к коллекционированию появилась у Леонида еще в детстве. Когда его сверстники собирали марки, значки и открытки, его занимали перьевые ручки.

— Первым экземпляром в моей коллекции была ручка, верхняя часть которой была сделана из прозрачного пластика, а внутри, в жидком растворе, плавала золотая рыбка. Во время письма казалось, что она ныряет, — вспоминает коллекционер.

Леонид получил техническое образование: он окончил Московский институт связи, а затем Московский институт электроники и математики. Много лет работал в области информационных технологий. Но о своем хобби москвич не забывал. По роду своей деятельности Леониду приходилось много бывать в заграничных командировках, и каждый раз он заглядывал на развалы местных блошиных рынков.

Там-то и были найдены многие уникальные экземпляры.

— Коллекционирование чернильниц началось с приобретения чернильного набора в одном из антикварных магазинов Рима. Мне так понравился набор начала ХХ века, что именно тогда я решил собирать чернильницы, — признается коллекционер.

Сейчас в собрании Леонида Бельского экспонаты, привезенные более чем из 40 стран мира.

Смотри в оба

Впрочем, порой редкости появлялись в коллекции неожиданно.

— Однажды на антикварном рынке в Измайлове я увидел интересную фарфоровую чернильницу с драконами. Продавец заверил, что это «Мейсен» (Мейсенский фарфор — продукция первой в Европе мануфактуры, основанной в 1710 году. — «ВМ»).

Клеймо мне показалось похожим на настоящее. Но поверх него на английском языке было написано Made in Germany (Сделано в Германии. — «ВМ»), что указывало на подделку, — отметил Леонид. — Но вещь мне понравилась, да и цена оказалась смешной. Я приобрел ее без раздумий, решив, что симпатичная подделка просто будет радовать глаз.

Однако история имела продолжение. На одном из аукционов Леониду довелось пообщаться со специалистом в области мейсенского фарфора. Дама дала ему до смешного простой совет — попробовать стереть надпись Made in Germany. Дома произошло настоящее чудо. Надпись, сделанная поверх глазури, стерлась, и в руках оказалась редкая дорогая вещь, купленная за копейки.

Свидетели времени

Но казус с мейсенской чернильницей, скорее, исключение. Леонид старается выяснить историю каждого экспоната из своей коллекции. Информацию он находит в архивных документах, справочной литературе и каталогах. Вот, например, чернильница, сделанная в Англии в конце XIX века из копыта скаковой лошади. Вероятно, животное было настолько дорого хозяину, что он решил так увековечить ее память.

Отдельный раздел коллекции посвящен письменным принадлежностям советского времени. Например, в нем есть стеклянная агитационная чернильница, фарфоровая чернильница «Лиса и журавль», школьные чернильницы-непроливайки, чернильные наборы из мрамора, перьевые ручки Ленинградского объединения.

— С помощью чернильниц можно изучать историю советского периода: строительство метрополитена, запуск первого спутника, ликвидация неграмотности, — подчеркнул коллекционер.

«Натуральный пластик»

Чернильницы в коллекции Леонида выполнены из разных материалов: хрусталя, глины, фарфора, бронзы, латуни, серебра, полудрагоценных камней. Формы их также разнообразны.

Дело в том, что, приобретая их, коллекционер ориентируется не только на уникальность и ценность предмета, но и на неординарность исполнения. Вот, например, письменный прибор из двух чернильниц и подставки для перьев, изготовленный во Франции в 1870-х годах.

— Его уникальность в том, что основание прибора и крышки чернильниц сделаны из первого «натурального пластика» Bois Durci. Французский изобретатель Франсуа Шарль Ле Паж запатентовал в 1856 году инновационную идею смешивания древесной муки из черного дерева и бычьей крови — при нагревании этой смеси получался твердый материал. С 1908 года кровь постепенно заменили смолами. А к 1920 году производство и вовсе было прекращено. Новые пластмассы вытеснили Bois Durci. Так, прогресс влиял на эволюцию письменных принадлежностей, — констатирует коллекционер.

К вопросу об интересных материалах, из которых делались чернильницы. В коллекции Леонида есть изящный дамский чернильный набор, основание которого выполнено из позолоченной бронзы, а сама чернильница и песочница — из зеленого уранового стекла. Стекло сделано в России в XIX веке.

Если направить на него ультрафиолетовый фонарик, то будет казаться, что оно горит изумрудным флуоресцентным светом.

Написать историю

Коллекцию Леонида Бельского можно увидеть на выставках. Он с удовольствием участвует в них и делится знаниями с детьми и взрослыми.

— Во время выставок я провожу мастер-классы. Их участники могут увидеть эволюцию письменных принадлежностей. В начале занятия они пишут тростниковыми палочками, затем — гусиными перьями, а в завершение — металлическими перьями. Так, каждый может ощутить, как поразному писали чернилами наши предки, — отметил коллекционер.

Несмотря на множество редких экспонатов, в коллекции Леонида Бельского пока нет настоящей римской чернильницы. Он ее давно ищет, но достойного экземпляра найти не случилось.

— Сейчас у меня есть точные копии древнеримских чернильниц, но я надеюсь рано или поздно пополнить коллекцию настоящей чернильницей времен Древнего Рима.

ФАКТ

Первыми инструментами для письма были, вероятно, заточенные палочки, древесный уголь и кисточки из стеблей камыша. Появление чернил потребовало создания нового пишущего инструмента, каковым стало перо (скорее всего, гусиное). На долгое время оно стало самым удобным способом фиксировать нужную информацию.

amp-next-page separator